.
Бюджет города: что с ним не так и что нужно делать?

Бюджет города: что с ним не так и что нужно делать?

mlp / 09.07.2020

9 июля состоялось заседание членов Совета ОО «РозУМ», с участием председателя правления П. Мойсол и членов Совета Э. Волошинович, В. Самойленко, А. Цымбалюк. В процессе мероприятия обсудили
ход подготовки к проведению общественного обсуждения новых подходов по формированию бюджета Николаева. По итогу мероприятия были утверждены основные тезисы, которые могут стать основой для обсуждения этой темы жителями территориальной громады г.Николаева.

«РозУМ» — розумне управління містом. Что мы, члены «РозУМа», вкладываем в это понятие?

Каждый здравомыслящий человек, каждая семья, которые никогда не употребляют слово «бюджет», хорошо знают, что материальное и финансовое благополучие зависит от того, как они умеют зарабатывать деньги и как правильно в дальнейшем расходовать. И от того, насколько разумно это происходит, зависит успешность каждой отдельной ячейки общества.

А в чем отличия между бюджетом семьи и бюджетом города?

Разница только в объемах, а принципы формирования и расходования практически те же.

В последние годы, с целью интенсивного развития регионов и местного самоуправления, в Украине стремительно стала внедряться политика децентрализации, в результате которой произошла передача части функций и законодательных полномочий органов центральной власти на места, с соответствующим увеличением местных бюджетов для выполнения дополнительных функций. Даная реформа местного самоуправления резко увеличила бюджеты городов и на местах появились дополнительные финансовые ресурсы для содержания и развития. Если бюджет г. Николаева 2014 г. равнялся 2 млрд. грн., то в 2017 г. это было 4 млрд. грн, 2018 – 4,35 млрд. грн., 2019 — 4,7 млрд. грн.

Резкое увеличение бюджета города Николаева изначально привело к тому, что органы местного самоуправления не были готовыми для принятия разумных управленческих решений по использованию средств бюджета города. В Николаеве отсутствовала и отсутствует стратегия развития города, отсутствовали качественно разработанные программы развития в системе здравоохранения, образования, реконструкции инженерных коммуникаций, отсутствовала проектная документация на ремонт основных фондов территориальной общины и т.д. По этим причинам, впервые за всю историю города, возникла ситуация, когда у города на счетах накопились денежные средства, которые не было на что расходовать, из-за чего сотни миллионов гривен размещались на депозитах коммерческих банков, убеждая население в том, что таким образом зарабатываются деньги на перспективу. Со временем шок от объёмов поступлений прошел, немного разобрались, появились необходимые наработки по бюджету развития, деньги на депозитах в больших объемах уже не размещаются, а практически все используются в соответствии с принятыми планами.

На сегодня стало понятным, что того увеличения бюджета города, уже явно недостаточно для полноценного финансирования содержания и развития, необходимо срочно принимать меры для поиска новых источников наполнения и для формирования новых принципов расходования бюджета.

Члены команды РозУМ провели исследование в этом вопросе и предлагают территориальной общине свои рекомендации.
Бюджет, как и любая монета, имеет две стороны. Одна – это его доходная часть (формирование и наполнение), вторая – расходная часть, разумное использование средств. Если эти две стороны соответствуют друг другу, то это подтверждает, что территориальная община в полной мере спланировала свои расходы с возможными финансовыми поступлениями. А если ставится задача получить дополнительное развитие, то необходимо определить дополнительный источник финансовых поступлений в казну, что позволит реализовать новые планы, не нарушая действующие.

С целью возможной корректировки своих предложений по формированию новых принципов наполнения и расходования бюджета, 30 июня команда РозУМа провела заседание совета по этому вопросу. В качестве экспертов присутствовали известные специалисты в вопросах формирования и расходования бюджета – Бондаренко В.И. и Золотухин М.Е.

В процессе рассмотрения вопроса был проанализирован действующий порядок формирования и наполнения бюджета. Основополагающим принципом формирования бюджета города является привязка к основным экономическим параметрам, определяющим уровень заработной платы по Украине, размер пенсии, пособия и т.д. Дополнительно к этому на основании бюджетных запросов главных распорядителей бюджетных средств, согласованных в установленном порядке, а также при наличии принятых программ, идет формирование бюджета города.

Формирование бюджета – это обычно разработка нескольких его вариантов, и только впоследствии согласованный проект бюджета рассматривается и утверждается депутатами на сессии городского совета и становится основным финансовым документом города, на основании которого происходит расходование средств.

Главными действующими субъектами по формированию бюджета являются департаменты экономического развития и финансов. Впоследствии, налоговая служба и казначейство контролируют поступления в бюджет, в соответствии с действующим законодательством и местными нормативными актами, принятыми городским советом.

По твердому убеждению членов «РозУМа», существующий порядок формирования и наполнения бюджета, как бы помягче сказать, несовершенный. А именно:

1. При формировании бюджета его основой являются данные от бюджета прошлого периода.

2. При формировании нового проекта бюджета не учитывается существующая производственно-экономическая база города.

3. Местные органы самоуправления не знают технико-экономической характеристики производственно-экономической базы Николаева, а без этого разумно спланировать бюджет НЕВОЗМОЖНО.

4. При формировании нового проекта бюджета не предусматривается финансирование программ по развитию местных предпринимательских структур, которые являются устойчивой экономической базой наполнения местного бюджета и главным источником дополнительного роста, а также программ улучшения инвестиционного климата города.

5. В структуре исполнительных органов местного самоуправления отсутствует подразделение, которое контролирует, анализирует и несет ответственность за наполнение бюджета города, а также
проводит мероприятия с субъектами хозяйствования по своевременным платежам в бюджет, и отстаивает интересы общины в фискальных и правоохранительных органах. В настоящий период формальный контроль за платежами в бюджет города осуществляет только налоговый орган и казначейство, которые не подчинены городу и имеют свои специфические задачи.

6. В результате отсутствия целенаправленной политики по формированию и наполнению бюджета город безвозвратно уже потерял сотни миллионов возможных поступлений. К числу этих потерь можно отнести недопоступления платежей за аренду земли, по причине полного провала мероприятий в сфере архитектурно-земельных отношений (непринятие горсоветом на протяжение нескольких лет более 2 тысяч земельных вопросов); ущербные для города ставки налогообложения складских помещений, в отраслях, где это – основной актив в сфере деятельности, в результате чего около 1 млн. кв. м складов получили, с «доброй» воли депутатов, преференции и льготы. Город, имея огромный потенциал в виде около 7617 га водной поверхности, не включил этот ресурс в сферу финансово-экономических отношений.

Все это говорит о том, что потенциал дополнительного наполнения бюджета города имеет хорошую перспективу, просто необходимо с разумом использовать его на благо общины.

За прошедшие 5 лет общая сумма бюджета города составила около 18 млрд. грн., из них бюджет развития – 2,7 млрд. грн. Бюджет развития – это особая часть бюджета, средства, которые направляются на развитие города, на формирование его экономического базиса, создания новых основных фондов. 2700 миллионов гривен. Это колоссальная сумма.

А теперь давайте ответим себе, а какое развитие за эти деньги получил город? Что создали? Что построили? Что купили? Какой получили экономический эффект?

Купили в 2018г. незавершенное строительство на Намыве за 11 млн. грн., купили за 18 млн. грн. здание бывшего детского сада №15, купили в Корабельном районе за 3 млн. грн. дом для размещения коммунального предприятия, потратили около 60 млн. грн. на различные проекты, на ремонт или новое строительство объектов коммунальной собственности, около 100 млн. грн. освоено на работах, связанных с водопроводом и канализацией, потрачено около 80 млн. грн. на площадь (и это не конец), непонятно, сколько освоено на благоустройство улиц города.
Горожане не глупые люди, а поэтому задают правильные вопросы.

— Зачем было тратить деньги на покупку «незавершенки» на Намыве, если уже 3 года она стоит, разрушается, и никаких действий по строительству не проводится?

— Зачем было покупать детский сад два года назад, если он стоит и не используется для горожан?

— Зачем было так дорого покупать частный дом для города?

— Почему благоустройство улиц выполняется хаотично по городу, а не в определенной последовательности с предшествующей заменой всех инженерных коммуникаций под пятном благоустройства?

— Является ли приоритетом для жителей города реконструкция площади за такие деньги? Почему при строительстве площади не предусмотрели устройство подземных парковок?

И таких вопросов не счесть.

А кроме того, возникает еще один безответный вопрос: насколько разумными были решения которые позволили размазать по городу 2,7 млрд. грн., какое это развитие, если после реализации этих проектов, их придется переделывать через несколько лет, и снова тратить деньги громады?

Что будет, если такая же политика будет продолжаться?

Члены команды «РозУМ» не согласны с такой политикой расходования средств развития. Мы убеждены, что необходимо срочно, неотложно, изменить принципы и правила использования бюджета города.

1. Бюджет развития города невозможно качественно формировать, не представляя в полной мере существующее положение социально-экономической базы территориальной громады.

2. Бюджет развития города необходимо формировать на основание приоритетов, определенных жителями города и утвержденных в установленном порядке.

3. Жители города должны иметь право на контроль за использованием бюджетных средств, в том числе контролировать качество и полноту строительных работ, а также принимать участие в приемке после их завершения, дальнейшей эксплуатации и гарантийного обслуживания.

4. До включения в бюджет развития, все планируемые проекты в обязательном порядке должны анализироваться на предмет возможности их реализации за счет внебюджетных средств, а также инвесторов, и только при отсутствии такой возможности – выполняться и финансироваться за счет городского бюджета.

5. Бюджет развития не должен финансировать строительство объектов сферы услуг, которые уже представлены предпринимательской средой города. Город должен определить, какие услуги необходимы горожанам, и не бросать ресурсы на проектирование и строительство детских садов, спортивных сооружений и т, д., а выступить заказчиком этих услуг. В результате инвесторы создадут за свои средства необходимые объекты, а город сэкономленные от этого ресурсы направит на другие важные задачи горожан. Изменив подход на привлечение малого и среднего бизнеса к развитию, сферы услуг в Николаеве, город во-первых закроет все проблемные вопросы дошкольных учреждений, во-вторых поддержит местную предпринимательскую среду, в-третьих – увеличит базу налогообложения за счет создания новых рабочих мест, в-пятых – улучшит инвестиционный климат в города, что обязательно привлечет дополнительные ресурсы в город.

6. Одним из основополагающих принципов формирования бюджета развития может стать существующая форма участия населения, по аналогии с городской программой «Общественный Бюджет». Проведенные в его рамках мероприятия за 3 последние года позволили направить 37,3 млн. грн. на проекты, предложенные и одобренные непосредственно жителями города, что подтверждает их важность и актуальность. Дополнив и расширив возможности этого процесса, можно существенно улучшить полноту и качество бюджетной политики города.
Предложения команды «РозУМ» не являются истиной в конечной инстанции. Мы убеждены, что мыслящая часть горожан, эксперты и специалисты в этой сфере подключатся к процессу пересмотра нового подхода к формированию, наполнению и расходованию бюджета города. Итогом чего должна быть разработка и принятие нормативного акта, определяющего новые принципы бюджетной политики г. Николаева.

Материал подготовил журналист Мойсол Петр Леонидович

04.03.2023
Задача держави повернути своїх громадян !!!
30.01.2023
Рецензія на військову тему…
23.01.2023
Кому війна, а кому …
18.01.2023
Коли припиниться це неподобство в Миколаєві ?
16.02.2022
Жилой дом, а по бумагам стройплощадка. Как новые ЖК переводят на промышленные тарифы.
08.02.2022
Что-то с цифрами не так...
07.02.2022
Очередные изменения влияющие на рынок недвижимости Украины.
12.01.2022
Инвестиции в недвижимость: как сохранить и приумножить.
27.12.2021
Сделаем пространство, в котором живем, удобным для всех.
22.12.2021
Жители города должны влиять на принимаемые решения.
| | | | - | | | | | |