Недвижимость в Николаеве. Агентство недвижимости МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
На главную страницу Отправить письмо Добавить в избранное
Новости Карта города Николаева Газета Инвестор
Информация
Новости
Статьи и комментарии
Земельные вопросы сессии
Строительный обзор
Архив новостей
А если по-честному? Семь кругов ада легального бизнеса по-украински.

А если по-честному? Семь кругов ада легального бизнеса по-украински.

mlp / 13.02.2018

Почему в Украине сложно, а иногда невозможно открыть бизнес, и почему бизнес не хочет играть по правилам государства?

53 документа должен собрать украинец, чтобы открыть, например, киоск по продаже кофе. Для этого предпринимателю надо пройти 20 процедур и получить 19 документов. На самом деле, это даже неполный список. Таким он может быть только при условии самостоятельного оформления аренды земельного участка и установки кассового аппарата.

По словам руководителя BRDO Алексея Гончарука, легально открыть бизнес в Украине сложно. Иногда на это уходят годы, а в некоторых случаях открыть бизнес невозможно. (BRDO. Офис эффективного регулирования (BRDO — Better Regulation Delivery Office. — ЭП) — неправительственная организация, созданная по инициативе Министерства экономического развития и торговли на деньги западных институтов. Цель BRDO — повысить эффективность законодательного регулирования в Украине).
"Значительная часть предпринимателей не выполняет правила государства, потому что эти правила никому не понятны. Государство попросту забыло, ради кого существует, забыло, что его функция — предоставлять людям качественный сервис", — подчеркивает Гончарук.

Чтобы понять, насколько сложно легально открыть и вести бизнес, "Экономическая правда" предлагает рассмотреть несколько примеров.

В рейтинге Doing Business среди 190 стран мира Украина занимает 76 место, между Бутаном и Киргизстаном. "Это заслуженно низкое место, — считает Гончарук. — Для европейской страны это плохо". Украину в этом рейтинге обгоняют Беларусь, Молдова, Грузия, Казахстан, Россия, Польша, Эстония. С 2012 года Украина сумела значительно улучшить свой результат, однако, динамика последних трех лет очень слабая.

Что думает малый бизнес об условиях предпринимательства

Совладелец киевской кондитерской ART Éclair Евгений Елизарьев: "Налоговая — это наше все".
В общей сложности на бумажное оформление бизнеса Елизарьев потратил три-четыре месяца. Большую часть документов он оформлял в процессе ведения бизнеса. В целом все бумажные процедуры растянулись на год. Часть процедур совладелец бизнеса проходил лично, а часть отдал на откуп специальной аутсорсинговой компании. Ее услуги стоили 4-5 тыс грн.
"Человеку, который хочет вести бизнес, лучше отдать эту работу профессионалам, чтобы не терять время и запал. Собственнику нужно думать о расширении бизнеса, а не о бюрократических бумажках", — рассказывает Елизарьев.
Главное, говорит он, — зарегистрироваться в налоговой. Все остальное можно делать в процессе, потому что проверки бизнеса сейчас запрещены. "Откровенно говоря, сейчас для открытия малого бизнеса в Украине наиболее благоприятные условия с того момента, как я себя помню. Проблем зарегистрироваться нет", — говорит предприниматель.
"Больше всего трудностей возникает с налоговой. Они требуют много бумажек, каких-то устаревших форм ведения отчетностей, того, что малому бизнесу вообще не надо. На втором месте по сложности взаимодействия — соцстрах. С ним сталкиваешься, когда берешь людей на работу. Однако налоговая — это наше все", — добавляет он.

Совладелец частного детского сада: "Чиновники должны понять, какие услуги они оказывают".
"Я вам расскажу анекдотичный случай, — рассказывает предприниматель на условиях анонимности. — Сегодня, если вы посмотрите на "Порядок получения лицензии для открытия частного детского сада", там есть Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Главное управление МЧС и Госслужба по вопросам труда.
Мы звоним в Гоструда и спрашиваем: "Вы выдаете такой документ?". Они отвечают: "Мы не знаем". Вы можете обзвонить 60% их номеров телефонов, и никто не знает, что они должны выдать такой документ. На сайте гоструда написано, что они выдают документы, связанные с опасными видами труда, например, подземные, взрывные, высотные работы. Там это актуально, но что Гоструда должна дать детскому саду, я не понимаю.
У меня был с ними разговор. Они говорят: "Вы разберитесь и скажите, что мы ничего не даем". Я говорю: "Ну как это? Есть вроде бы такие документы". То есть сами сотрудники должны понять, какие услуги они оказывают. Если мы хотим развивать бизнес, вся нормативная база должна быть актуализирована, пересмотрена и упрощена. Думаю, чиновники должны ставить перед собой задачу, сколько ненужных требований они уберут в текущем году".

Степан, владелец кофейни в центре Киева: "Бизнес работает, жаловаться на власть не за что".
"Свою первую кофейню я открывал в доме, брал помещение в аренду, трудоустроил сотрудника. Для этого я оформил примерно десять бумажек. Потом, когда открывал мобильную кофейню, это был не бизнес, а ужас.
Во-первых, несусветные суммы за аренду. Если ты хочешь официально через торги купить место на "Золотых воротах", то цена — 260 тыс. грн. в год. Платить такие деньги, чтобы там на 3 кв. м земли работал один человек — это безумие.
Во-вторых, в тех местах, где люди хотят пить кофе, стоять не позволяют. Купить эти места нельзя, городские власти называют их рекреационной зоной.
Места продает КП "Міський магазин". Не купив у них место, в городе стоять нельзя. Иначе приезжают эвакуаторы. Эти эвакуаторы — настоящие рейдеры. У меня была ситуация: приезжают десять человек в масках, бьют продавца, заталкивают его в машину. Твою машину, твою частную собственность, без решения суда ставят на эвакуатор и увозят.
Благодаря знакомому мне удалось вернуть автомобиль со штраф-площадки. Обычно если забирают, то уже не отдают. Если звонишь в полицию, там спрашивают, это обычная машина или машина-кофейня. Если машина-кофейня, они бросают трубку. Сейчас я арендую МАФ и не скажу, что у меня есть проблемы. Бизнес работает, жаловаться на власть не за что".

Почему в Украине тяжело вести бизнес легально

Если украинские предприниматели видят государственные препятствия для бизнеса фрагментарно, то руководитель BRDO Алексей Гончарук видит всю картину целиком.
По его словам, открыть бизнес в Украине сложно не только из-за постоянно меняющегося курса валют и войны, а еще и потому, что государство до сих пор является носителем постсоветской идеологии. В стране много архаичных процедур.

ЭП поговорила с руководителем BRDO и выделила десять самых важных тезисов.

1. Значительная часть бизнеса не выполняет правила государства.
Например, из всех частных детских садов, действующих в Украине, с BRDO согласились поговорить на условиях конфиденциальности только два. Они поделились своим опытом прохождения "Семи кругов ада" по открытию бизнеса "Частный детский сад". Справедливо предположение, что бизнес мимикрирует, притворяется, договаривается с чиновниками на местах и делает все, чтобы не участвовать во всех этих кругах ада.

2. Правила государства никому не понятны.
Бизнес договаривается с чиновниками, потому что правила государства по ведению бизнеса никому не понятны. Это главная причина, почему бизнес отказывается публично рассказывать о том, как он был открыт и как работает.

3. Сократить количество бумаг — прямая задача Минэкономики.
Сокращать количество документов для ведения бизнеса — это их прямая задача. Работа Минэкономики заключается в том, чтобы создать для бизнеса комфортные условия. Комфортно ли бизнесу сейчас, вопрос риторический.

4. "Выжечь" бумажки "напалмом" не получится.
Мы регулярно участвуем в специальных дерегуляционных заседаниях Кабинета министров. За последние два года было отменено примерно 800 документов. Процесс идет, но он требует времени. Проще всего сказать: давайте выжжем все напалмом. Это не работает. Государство должно иметь механизм, который защитит вас, например, от отравления в ресторане испорченными продуктами. Второе направление работы — настройка автоматического обмена данными между электронными реестрами госструктур. Сейчас Госагентство по вопросам электронного управления решает эту проблему.

5. Государство забыло, ради кого работает.
Мой главный месседж — в государстве нет идеологии клиентоориентированного подхода. Государство забыло, ради кого работает. Это надо исправить. Архитектуру взаимоотношений государства и бизнеса, государства и человека надо строить от потребностей бизнеса, от потребности человека. Бизнесу и людям должно быть комфортно, тогда они с радостью будут соблюдать правила и начнут этим даже гордиться. Потому что 21 век — это век репутационный экономики. Сегодня выгодно в публичной плоскости быть красивой "белой" компанией. На Западе это уже давно вопрос выживания. Там "черные" и "серые" компании никогда не получат кредит, с ними никогда не будут заключать договора системные игроки. Чтобы в Украине репутация стала ценностью, государство должно превратиться в дружественную сервисную организацию.

6. Многие процедуры нельзя упростить, не поменяв законы.
Многие вещи сложно поменять без изменений в законах, а парламент пройти — сложная задача. Там лежат, как минимум, несколько десятков правильных законопроектов, которые значительно упростили бы бизнес-регулирование.

7. Каждый третий подзаконный документ незаконен.
По нашим предварительным оценкам, каждый третий подзаконный документ в Украине незаконен.

8. Украине надо развивать предпринимательскую культуру.
По моим оценкам, легально открыть бизнес сложно. Открыть частное предпринимательство или зарегистрировать юридическое лицо — не проблема, но когда идешь собирать бумажки, это уже существенное препятствие. Знаю не один десяток людей, которые, только ступив на путь собирания бумажек, бросили это дело. Одни начали работать в "тени", другие пошли работать на кого-то. Это плохо, потому что предпринимательскую культуру надо развивать, развитие бизнеса надо стимулировать. Сейчас мы далеки от этого идеала.

9. Иногда на собирание "бумажек" уходят годы.
В зависимости от вида бизнеса на собирание некоторых "бумажек" уходят годы. Иногда легально собрать все "бумажки" даже невозможно. В Евросоюзе, на который мы равняемся, есть простой принцип: создавая правила, надо думать, насколько легко их будет выполнять малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес найдет юристов и справится, а малый и средний откажется от ведения бизнеса.

10. Из позитивного.
76 место в рейтинге Doing Business за 2018 год — это плохо. Весной 2017 года мы с Минэкономики разработали законопроект №6540. Он зарегистрирован в парламенте. Если его примут, много точечных изменений сделают жизнь бизнеса проще. Украина вполне может выйти на 25 или 40 место. В 2018 году наш приоритет — реформа инспекционных органов. Более 50 инспекционных органов мы собрали в одну информационную систему и скоро создадим исчерпывающий перечень требований инспекторов к каждому виду бизнеса.

Источник: «Экономическая правда».

23.04.2018
Мэр Николаева решился подписывать договоры продления аренды земельных участков.
20.04.2018
Почему курс гривны укрепился и что ждет валютный рынок к лету.
20.04.2018
10 решений Николаевского горсовета по земельным вопросам.
19.04.2018
Президент Украины подписал бессрочную «строительную амнистию» самозастроев.
19.04.2018
Названы риски для экономики Украины в 2018-2021 годах.
18.04.2018
На рынке недвижимости Украины «не улучшение, есть какая-то стабилизация, при этом есть надежда, что рынок потихоньку будет восстанавливаться».
17.04.2018
Николаевский горсовет намерен решить проблему с Планом зонирования города.
16.04.2018
Эксперт о ситуации на рынке недвижимости Украины.
16.04.2018
Избирательные решения, или Как отреагировали на протест населения в Николаевской облгосадминистрации.
13.04.2018
Сколько еще нужно денег, чтобы окончательно взлететь из николаевского аэропорта?
О компании | Коммерческая недвижимость | База жилой недвижимости | Доска объявлений | Недвижимость-панорама | Новости | Архив новостей | Статьи | Земельные вопросы сессии | Карта Николаева | Газета Инвестор