.
Что следует знать о новых договорах на коммунальные услуги.

Что следует знать о новых договорах на коммунальные услуги.

mlp / 07.05.2019

Согласно закону о ЖКУ, который вступил в силу с 1.05.2019г., люди должны подписать один из трех предлагаемых договоров на предоставление коммунальных услуг.

В договоре по предоставлению коммунальной услуги, должны быть: перечень услуг; требования к качеству услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за нарушение договора; цена услуги; порядок оплаты услуги; порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги; срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
Все остальные условия договора могут согласовываться сторонами.

С предложением о заключении договора о предоставлении услуг или с внесением изменений в него может обратиться любая сторон, в том числе владелец недвижимости, предоставив письменно проект соответствующего договора в соответствии с типовым соглашением. Это касается соглашений с водоканалом, теплоэнерго, но не электро- и газоснабжения. Если в течение 30 дней после получения проекта документа коммунальное предприятие, официально не отказалось его подписать, не предоставило возражений, и продолжило обслуживать потребителя, то договор считается заключенным в предложенной редакции. Ровно также все работает и в обратную сторону: если жилец после получения соглашения от коммунальщика за месяц ничего не оспорил, и продолжил получать услугу, то считается, что он со всем согласен. Договор заключен.
«Вопрос внесения изменений в договор по инициативе потребителя, якобы решается новой редакцией закона. Но как это будет реализовываться на практике, будут ли принимать поставщики услуг изменения в договора, или будут слать всем отказ во внесении изменений, - покажет время», - заметил ведущий аналитик ОО «Общественный аудит» Тарас Галайда.

По новому закону, с коммунальными предприятиями могут подписываться разные виды договоров - индивидуальные (каждое домохозяйство) и коллективные (глава ОСМД от имени всего дома).

Тексты типовых договоров с коммунальными предприятиями должен утвердить Кабмин. Это шаблон, который будет доводиться до ума коммунальщиками, а корректироваться потребителем и согласовываться с обслуживающей компанией.

Индивидуальный договор: коммунальное предприятие ответственно за предоставление услуги и за ее качество до квартиры. По такому документу, потребитель будет оплачивать объем потребленной услуги, абонентский учет (распределение показателей общедомового счетчика между всеми совладельцами, начисления, работу с должниками и т.д.) и обслуживание внутридомовых сетей. Именно потому, что поставщик услуги будет осуществлять обслуживание сетей, он и будет нести ответственность за качество услуги в квартиру потребителя.
«Понятно, что и абонентский учет, и обслуживание внутридомовых сетей являются дополнительными затратами. Ответственность по такому договору несет лично потребитель, которому можно насчитать пеню, в случае наличия задолженности или ограничить в пользовании коммунальной услугой», — сказал президент Ассоциации ОСМД Станислав Драганов.

Коллективный договор: коммунальщики несут ответственность за качество услуги на вводе в дом. Документ от имени потребителей подписывает председатель правления ОСМД, ЖСК, управляющий, физическое или юридическое лицо. Один документ на весь дом, нет индивидуальных соглашений с каждым потребителем в отдельности. Но, если люди перестанут платить за отопление или воду, то каждому выставят пеню и штраф за просроченный платеж. Не всему дому сразу, а каждой квартире в отдельности. Уполномоченное совладельцами лицо должно открыть банковский счет со специальным режимом использования, на который невозможно обратить взыскание. Средства должны тратиться исключительно на оплату коммунальных услуг. Уполномоченный человек должен вести учет по потреблению, и распределять их между жильцами. Он может получать вознаграждение, фактически абонентскую плату. «По этому варианту обслуживания внутридомовых сетей осуществляет ОСМД или управляющий», - уточнил Драганов.

Коллективный потребитель: компания-поставщик ответственна за качество услуги на вводе в дом. Вариант доступен только для ОСМД. Заключая такой договор надо учитывать, что объединение, как сторона договора, будет отвечать за все задолженности совладельцев. Следовательно, коммунальное предприятие будет применять штрафные санкции не к каждому должнику, а к ОСМД. Преимуществом такого варианта является то, что объединение совладельцев многоквартирных домов имеет право устанавливать внутренние правила для регламентации отношений по выполнению этого договора жильцами. Обслуживание внутридомовых сетей осуществляется силами ОСМД (работниками или привлеченными подрядчиками).

Выбор люди должны сделать до 1 мая 2020 года.
Какой из вариантов договоров выбрать - решать людям на общем собрании жильцов или собрании ОСМД, если оно создано.
Для соответствующего решения необходимо более 50% голосов.
В доме может быть только один вариант договора на каждую коммунальную услугу.

Если жильцы к 1 мая 2020 года не смогут или не захотят выбрать тип договора, и не заключат его с коммунальными предприятиями, то это сделают за них сами коммунальщики. Закон это позволяет.
Компании в принудительном порядке заключат индивидуальный договор на обслуживание квартиры с каждым домохозяйством. А соглашение на обслуживание внутридомовых сетей подпишут с управляющей компанией или ОСМД.
Люди будут получать привычные платежки за потребленные услуги. А вот управляющие домами двойные счета - из абонентской платы и стоимости потребленной услуги.
«Гражданский (для физлиц) и Хозяйственный (для юрлиц) кодексы предусматривают возможность заключения договоров на согласованных между сторонами условиях. Однако эти условия не должны противоречить типовым договорам. В зависимости от выбранной формы договора или не выбранной. В последнем случае применяется типовая форма. Но вот ее нам и не дадут возможность заключать, навязывая всеми правдами и неправдами «свои» договора», - считает Драганов.

Чтобы этого не произошло, совладельцы дома могут договориться на собрании, выбрать управляющего и делегировать от себя представителя, который от имени жителей подпишет договор.
«Если ОСМД нет, и совладельцы дома не проявляют инициативы по найму управляющего, то его с соответствующим обращением совладельцев назначает муниципалитет на основе конкурса. А договор с управляющим подписывает уполномоченное лицо органа местного самоуправления», - объяснил председатель комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Новым законом о ЖКХ предусмотрена пеня за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги - 0,01% суммы платежа за каждый день просрочки. Она может начисляться с момента возникновения задолженности после заключения договора о предоставлении услуг, но не ранее 1 мая 2019 года.
Это значит, что на новые долги (по новым договорам) пеня начисляться может, а на старые – нет. «Закон обратной силы не имеет. Потому на старые долги пеню насчитывать нельзя. Только на новые, возникшие по договорам, заключенным после 1 мая 2019 года», - подтвердил старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

По материалам UBR.ua.

| | | | - | | | | | |