.
О перспективах выкупленного завода «Океан».

О перспективах выкупленного завода «Океан».

mlp / 07.12.2018

Об этом рассуждала Людмила Ксенз в статье «По цене дома в Конча-Заспе. Кому достался судостроительный гигант завод "Океан" и почему так дешево», которую представила Strana.ua.

Формально победителем аукциона по продаже завода "Океан" стало ООО «Аннона», владельцем которого числится николаевский предприниматель Игорь Волошин.
На самом деле эксперты сильно сомневаются, что Волошин является последним покупателем. "Скорее, он приобрел это предприятие в интересах другого лица", - считает директор центра коммуникативных технологий "Статус" Федор Левченко (ранее работал советником акционера "Океана").
Накануне аукциона акционер "Океана" Игорь Игнатьев заявил, что "завод может быть продан российскому покупателю" и призвал политиков вмешаться в ситуацию, но реакции не последовало.
Зато появились самые разные теории о "российском следе" в этом деле. Одна из них - возврат предприятия под контроль "Смарт-Холдинга" Вадима Новинского или его передача связанной с бизнесменом компании российского экс-министра энергетики Игоря Юсуфова.
В самом "Смарт-Холдинге" эту версию опровергли.
5 декабря на заседание Кабмина был вынесен проект постановления о внесении изменений в государственную целевую программу строительства кораблей класса корвет. Согласно им, из списка предприятий, участвующих в этом проекте, исчез Черноморский судостроительный завод, который также связывают с Вадимом Новинским. Как указано в пояснительной записке - по причине банкротства завода.
Теперь в списке предприятий, имеющих право строить корветы, числятся только безымянные "субъекты хозяйственной деятельности". Среди которых теоретически может оказаться и "Океан".
Федор Левченко считает более вероятной причастность к сделке по продаже "Океана" семьи николаевских бизнесменов Капацин. Василия Капацина называют "серым кардиналом" украинской портовой отрасли. Именно ему, как считают источники "Страны" в итоге достался "Океан".
Главный вопрос - что будет с предприятием дальше.
Судя по бравурной риторике нового собственника, он намерен использовать предприятие по назначению, то есть, строить корабли. В одном из интервью Волошин намекнул на существование неких "скандинавских инвесторов", готовы поднять завод. Из своих источников "Стране" удалось выяснить, что речь, скорее всего, идет о норвежских инвесторах и их участие этом проекте действительно обсуждается. "Главное, что их может привлечь - сухой док. Он в рабочем состоянии и позволяет уже сейчас строить корабли. Плюс - выгодное месторасположение и дешевая рабочая сила", - пояснил Федор Левченко.
Стоит отметить, что норвежцы уже владели заводом (с 2006 по 2008 год это была компания Aker Yards ASA). На данный момент у компании, якобы, есть несколько заказов - 6 буксиров и 2 плавкранов, в том числе, и от польских заказчиков. В марте этого года завод также отчитался об окончании ремонта плавучего крана "Захарий", рухнувшего в Днепр еще в 2011 году. О дальнейшей судьбе конструкции ничего не сообщается.
По словам Алексея Куща, в теории "Океан" мог бы быть очень интересным "Укроборонпрому". "Концерну ничего не стоило купить это предприятие за смешные деньги и реанимировать его, поставив судостроение на поток. Тем более, на фоне события в Азовском море очевидно, что Украине нужно активно инвестировать в расширение флота", - говорит он.
Впрочем, эксперт не исключает, что "Океан" попросту устранили от возможного участия в оборонных госзаказах. Сейчас на них сидит "Ленинская кузня", которую президент Петр Порошенко недавно, якобы, продал Сергею Тигипко. "В тендерах выигрывают предприятия, которые производят небольшие катера, хотя после событий в Азовском море теория "москитного флота" полностью себя дискредитировала", - говорит Алексей Кущ.
По словам аналитика компании "Европатруль" (исследование рынка логистики) Вячеслава Коновалова, для реанимации предприятия нужны сравнительно небольшие деньги (главное, что тянет его на дно - кредиторская задолженность в размере порядка 500 млн. грн.- прим. Ред.).
"Но зато, запустив предприятие, Украина могла бы понять все отечественное судоходство, ведь 1 новое рабочее место на заводе формата "Океана" дает 10-12 вакансий в смежных областях. Но, как видно, властям это неинтересно", - подытожил эксперт.

P.S.

В проведенном голландском аукционе должна привлечь внимание не сама сумма, по которой куплен завод, а манипуляция – сначала опустили ниже 100 млн., а потом подняли до 122 млн. Что дает право предположить, что решение о продаже было согласовано до аукциона.
В регионе, где активно развивается портовская деятельность, вести речь о военном кораблестроении вряд ли будет логично.
Было бы неплохо, если бы автор статьи проанализировала разработанные проекты строительства в зоне Днепро-Бугского лимана и анонсированные инвестиции в Николаевский морпорт.
А еще можно вспомнить заявления тогдашнего начальника Николаевского морского торгового порта В.Н. Капацины о строительстве портовой зоны от речного порта в Николаеве до портопункта Очаков.
Покупка делалась не для возрождения судостроения. То, что об этом говорил Волошин, не факт, что данное лицо продолжит тему "Океана".
Сегодня он есть. А кто будет завтра?

Инвестор.

| | | | - | | | | | |