.
Народные депутаты Николаевщины напомнили о необходимости развития судостроения в Украине.

Народные депутаты Николаевщины напомнили о необходимости развития судостроения в Украине.

mlp / 06.08.2018

В апреле 2015 года президент П. Порошенко заявил, что для обеспечения безопасности и обороноспособности Украины в Азово-Черноморском регионе необходимо в кратчайшие сроки разработать и реализовать «Государственную целевую программу развития кораблестроения на период до 2035 года».

Через три года, точнее 13 июля 2018 года в Верховной Раде зарегистрировали проект Закона Украины «О развитии судостроительной отрасли в Украине» (рег. № 8605).
Его внесли 20 народных депутатов, а первыми в числе инициаторов указаны представители Николаевской области - А. Жолобецкий, Б. Козырь, Т. Кремень, И. Бриченко.

Он небольшой по содержанию – всего 9 статей. Если примут, то вступит в силу с 1 января 2019 года.

Законом предлагается сделать судостроение приоритетной отраслью и «запровадити «Національну програму розвитку суднобудування України до 2038 року» та «Державну цільову програму розвитку кораблебудування на період до 2038 року».
Разработчики предлагают программы разрабатывать на пять лет и утверждать Кабмином.

В числе экономических стимулов для развития судостроения предлагается: «Временно, на период с 1 января 2019 года до 1 января 2038 года, ввести государственную финансовую поддержку строительства корабельных, морских, речных судов и других плавучих средств и реконструкции основных производственных фондов предприятий судостроительной промышленности через механизм удешевления кредитов путем определения частичной компенсации ставки по кредитам коммерческих банков, привлеченным субъектами хозяйствования в национальной валюте».

Напомним, что в марте 2018 года парламент принял, а в мае президент подписал закон, продлевающий с 1 до 2-ух лет срок переработки судостроительными предприятиями товаров, ввозимых на территорию Украины. Для верфей это означает отсрочку в оплате таможенных сборов.

В этом законопроекте не говорится об освобождении судостроительных компаний от уплаты налога на землю. Хотя ранее такое намерение было. Напомним, что земельные участки под судостроительными объектами значительны. За ЧСЗ свыше 300 га, у других заводов более 100 га. Сегодня значительная часть этих площадей задействована не под судостроение. Плата за земли в бюджет города всегда была проблематичной, особенно у госпредприятий.

Законопроектом не ставится задача конкурировать с мировыми лидерами судостроения. Но принятие закона дало бы надежду взять хотя бы часть их подрядов. Есть мнение, что сделав ставку на развитие речного судоходства, отрасль могла бы получить «новое дыхание».

Напомним, что в 1999 г. Кабмин принял национальную стратегию развития судостроения до 2020 г. и в 2000 г. была создана специальная экономическая зона «Николаев». В 2005 г. налоговые преференции для участников СЭЗ были упразднены, что повлекло стагнацию судостроения в Николаеве.

С 2006 г. в Украине уменьшилось как число судов, сходящих со стапелей, так и самих верфей. По информации «МинПром» вначале 1990-х существовало 27 крупных судостроительных и судоремонтных заводов, а сегодня осталось 14, из которых 6-7 еще работоспособны.
В пояснительной записке к законопроекту данные иные: «На даний час в Україні до складу морської індустрії з 2011р. входить суднобудівний комплекс, який складається з 9 суднобудівельних та 66 судноремонтних заводів, 18 машинобудівельних підприємств, 11 приладобудівних заводів, 30 науково-дослідницьких і проектно-конструкторських закладів».

То, что такой законопроект появился – это «плюс».
Но о судостроительной отрасли напомнили накануне грядущих выборов, что вызывает вопросы.
Примечательно, что лоббируют новый закон представители разных политических сил, которые стали ситуативными союзниками. В числе нициаторов законопроекта судостроителей нет, и они представляют парламентские комитеты абсолютно несвязанные с судостроением или иной промышленностью.
По информации «МинПром», они представляют интересы трех основных групп украинского судостроения - «Нибулон»; Smart Maritime Group (мощности Черноморского и Херсонского судостроительных заводов): «Кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница» в Киеве, входящая в орбиту семьи президента П. Порошенко).

Инвестор.

| | | | - | | | | | |