.
Расчеты Минэкономразвития о теневой экономике - это «средняя температура по больнице».

Расчеты Минэкономразвития о теневой экономике - это «средняя температура по больнице».

mlp / 05.06.2018

Об этом пишет кандидат экономических наук, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в статье «Тайными тропами теневого сектора», которую представил «Левый берег».

Вопросами оценки теневой экономики в Украине на публичном уровне занимается Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) на основании Методических рекомендаций расчёта уровня теневой экономики, которые были утверждены МЭРТ еще 18 февраля 2009 года, с изменениями и дополнениями. Согласно Методике интегральный показатель МЭРТ рассчитывает по 4 методам:
1. Затраты населения – розничный товарооборот (выявление фактов превышения денежных затрат населения на приобретение товаров над объемом реализации этих товаров в реальном секторе экономики).
2. Монетарный подход – предполагает изучение динамики денежных агрегатов М1 и М2.
3. Метод учета потребления электричества – предусматривает сравнение прироста потребления электричества с приростом ВВП.
4. Метод убыточности предприятий – предусматривает, что все предприятия, которые показывают убыток, на самом деле прибыльные и работают с рентабельностью, которую показывают прибыльные предприятия.

Автор не разделяет оценки теневой экономки всеми четырьмя методами.
Как пример указал, все, что покупается населением на рынках просто с рук или у ФОПов за наличные, никак не может подлежать учету.
А как быть с реализацией контрабандного импорта, 80% которого идет через розничные сети и, по умолчанию, никак не может попасть в официальную статистику продаж.
Что же касается метода убыточности предприятий, то если предполагать, что все убыточные предприятия прибыльны, откуда же тогда в стране берутся банкроты? Также нет никаких гарантий того, что эти предприятия показывают свой настоящий оборот.

МЭРТ с 2009 года пытается проводить расчеты, которые реальной картины того, что происходит в тени, не показывают. И поэтому их расчеты можно принимать во внимание как «среднюю температуру по больнице» с осознанием того, что они не могут быть точными по объективным обстоятельствам.
По его мнению, в Украине у каждого свой теневой сектор, а его размеры весьма и весьма примерны.

На протяжении всей истории независимости среди наших олигархов была война за то, чтобы отстроить внутри своих групп вертикальные ФПГ, которые покрывают максимальный объем отраслевой цепочки: от сырья до более-менее продаваемого потребителю передела. Как только в стране меняется политическая власть, среди больших бизнес групп начинается возня за влияние на крупные государственные порты. Идея о том, что многие сейчас не практикуют контрабанду экспорта из-за того, что государство действительно возмещает НДС, не очень популярна у практиков бизнеса, т.к. выгоднее вообще не показывать часть выручки, чем ожидать потом фискального блага, которое может и иссякнуть. Ну а раз порты страны открыты для контрабанды импорта – и это факт, то почему бы им не быть открытыми для контрабанды экспорта?

Автор отметил, что люди, близкие к силовым структурам, рефлекторно готовы «навести порядок в системе», уменьшить теневые объемы ВВП, поставить под контроль денежные потоки. Но все это похоже на глупости и очередную борьбу с ветряными мельницами, и только будет увеличивать риски коррупции в самих силовых структурах.

| | | | - | | | | | |