.
Почему на ЧСЗ не достроили ТАКР «Ульяновск» и для чего России суперавианосец.

Почему на ЧСЗ не достроили ТАКР «Ульяновск» и для чего России суперавианосец.

mlp / 06.03.2018

Если бы тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Ульяновск» был достроен, он стал бы плавающей громадой длиной более 300 метров с водоизмещением в 85 тысяч тонн.
Этот грандиозный, нереализованный проект из-за финансовых проблем был разобран на стапеле в 1992 году.

«Ульяновск» был заложен в 1988 году, когда начался распад СССР. Это был настолько масштабный проект, что строители смогли бы завершить постройку не ранее середины 90-х годов.
Строительством корабля занимался Черноморский судостроительный завод в Украине, известный как Южная верфь 444 в Николаеве. В ранний советский период завод строил военные корабли. В 60-70-е годы на Южной верфи 444 были построены противолодочные крейсера типа «Москва» и «Киев». Но ни один из них не сравнится с «Ульяновском».

ТАКР «Ульяновск» был огромным, даже по российским стандартам. Двигательная установка состояла из 4-ёх атомных реакторов КН-3, которые предназначались для атомных крейсеров типа «Киров». Это позволило бы ТАКР развивать скорость в 30 узлов.
На борту могли разместить минимум 44 истребителя Су-33 и МиГ-29. «Ульяновск» был запроектирован с двумя паровыми катапультами, трамплином и четырьмя авиафинишёрами. Конструкция предусматривала наличие трёх подъёмников с грузоподъёмностью в 50 тонн каждый, с помощью которых самолёты попадали из ангара на взлётно-посадочную полосу. На борту «Ульяновска» могли базироваться вертолёты для выполнения поисково-спасательных работ и задач противолодочной обороны.
Предполагалось, что экипаж будет состоять из 3400 человек, что вполовину меньше команды американских авианосцев класса Nimitz, но сопоставимо с экипажами других советских судов.

Сегодня в распоряжении России находится лишь авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» постройки 1985 года, который преследуют технические проблемы и без сопровождения буксиров он в море не выходит.

Для постройки «Ульяновска» были причины. И не просто желание СССР создать суперавианосец.

Профессор американского Военно-морского колледжа Джеймс Холмс рассказал, что СССР хотел создать «синий оборонительный пояс» в удалённых от берега водах. Это комбинация наземных, морских и воздушных сил, которые сообща препятствуют американским авианосцам и подлодкам. Россия могла бы охранять и обеспечивать безопасность своих границ от вооружённых баллистическими ракетами подводных лодок.
«В то время эти подлодки неделями находились на безопасных глубинах. Авианосцы могли помочь СССР выполнять военные операции в воздухе и на земле в рамках «синего оборонительного пояса», выслеживая силы специального назначения ВМФ США, проникающие в евразийские воды», - рассказывает Холмс.

Кроме того, на постройку «Ульяновска» СССР сподвигла национальная гордость. «Москва желала доказать, что СССР способен потягаться с конкурентами. Америка считает себя сверхдержавой, и чтобы не отставать, советские лидеры захотели обзавестись такими же игрушками. Обычно так ведут себя дети, но это основные человеческие мотивы. Дело не только в боевых задачах и миссиях, на выполнение которых способны авианосцы. Речь идёт о предназначении и величии страны», - подчёркивает Холмс.

В середине 90-х годов российские суда ржавели на приколе, а морякам не выплачивали деньги, и США решили вмешаться, чтобы помочь утилизировать советские атомные подлодки и обеспечить безопасность российского ядерного арсенала.
Холмс отметил: «Советская сторона действовала грамотно. Москва не собиралась обрекать себя на гибель в погоне за соперником. СССР был великой континентальной державой, и его армия и воздушные силы нуждались в финансировании. Проект по постройке суперавианосца оказался непозволительной роскошью. Когда нет возможности поддерживать существующий флот в боеспособном состоянии, негде найти средства для обслуживания первого атомного суперавианосца - судна, которое потребует неподъёмных людских резервов».

Сегодня Россия вновь стремится воплотить в жизнь мечту о суперавианосце. По словам главкома ВМФ РФ (до апреля 2016 года) Виктора Чиркова, у России появится авианесущий крейсер. Проект находится в разработке.
Российские СМИ сообщают, что планируется создание нового типа авианесущих крейсеров. Корабли будут несколько крупнее американского Nimitz, они смогут нести 100 самолётов.

Но из-за экономических проблем и затрат на обслуживание и модернизацию устаревающего флота возникают сомнения в том, что Россия сможет построить столь дорогой корабль.
По мнению Холмса, стоимость нового российского авианесущего крейсера приблизительно 8,5 млрд. долл., а на постройку уйдёт до 7 лет.
Профессор подчеркнул, что относительно постройки корабля Россия настроена серьёзно. У великих держав, а Россия считает себя таковой, корабль станет символом национального возрождения и предназначения. Другими словами, новый авианесущий крейсер сгладит воспоминания о сложных временах распада СССР.
«Иностранцы считают СССР мрачной страной, но россияне помнят его величие. Это устоявшееся впечатление», - считает Холмс.

| | | | - | | | | | |