.
Кто заинтересован в том, чтобы не работала или работала со сбоями система электронного декларирования.

Кто заинтересован в том, чтобы не работала или работала со сбоями система электронного декларирования.

mlp / 03.04.2017

Об этом рассказал «Хвиле» Игорь Тышкевич (Украинский Институт Будущего).

В круге заинтересованных лиц:

1. коррупционеры (люди и организации), естественно заинтересованы в параличе системы:
• чиновники-коррупционеры и компании, пилящие бюджет могут спокойно работать дальше, пока идёт бодание вокруг способа подачи и проверки деклараций;
• продажные работники Госспецсвязи, других ведомств — естественно, ведь небольшой саботаж всегда хорошо оплачивается.

2. Люди, уважающие себя, свою работу и требующие такого же отношения от остальных:
• честные работники Госспецсвязи и ГП УСС. Они понимают, что в таком виде программно-аппаратный комплекс будет как минимум «ложиться» регулярно, не исключены и проблемы с целостностью данных. Но в результате сбоев виновны будут именно они, а не те, кто создавал и принуждал принять систему в эксплуатацию;
• специалисты, которые по роду деятельности занимаются борьбой с коррупцией тоже хотели бы получить более удобный и постоянный инструментарий.

3. Политики:
• политики от «власти», как ни парадоксально, не заинтересованы в резком старте системы — власть держится на целом комплексе договорняков, во многих местах она опирается на «старые кадры». И не всех таких опытных управленцев можно отнести к кристально чистым. Эффективная работа НАЗК приведёт к появлению слишком большого количества кадровых брешей, заполнить которые некем — слишком узок круг лояльных управленцев. Нелояльных брать страшно;
• политики, работающие на досрочные выборы в Раду. Тут тем более понятно, ведь, с одной стороны работа НАЗК представляет опасность для них лично (особенно для старожилов украинской политической системы). С другой стороны, эффективная борьба с коррупцией может усилить позиции власти, а значит шансы успешной продажи «золотой акции в Раде» стремительно уменьшаются.

4. Общественники-борцы с коррупцией.
Как ни парадоксально, но НПО (неправительственные организации), которые декларируют борьбу с коррупцией своей целью, тоже могут быть заинтересованы в крахе системы декларирования. Они живут на грантовую помощь. Если ты ошибся в деятельности и проект был неудачным — нового гранта не будет, не будет новых зарплат. Если проблема исчезла – нового гранта на борьбу с ней не будет, не будет новых зарплат. Такой забавный конфликт интересов. Поэтому НПО никогда не признают своих ошибок и будут обвинять в неудачах власть, несознательное общество, кого угодно, только не себя. Это даёт возможность и в следующем году бороться с коррупцией. Как в нашем случае: боролись за принятие в эксплуатацию сырой программы, борются за смену руководства НАЗК, будут бороться за новый закон и за ещё одну смену руководства. А то, что обоснование требования «кадровых чисток» является прямым следствием их же активности летом 2016 года никому не интересно.

5. Компания-изготовитель программы, упомянутое выше ТОВ «Миранда» не слишком известна в стране.
Наличие заказчика в виде ПР ООН или государственных органов в списке заказчиков – хорошая реклама, как и скандал, если с ним грамотно работать. Вывод в политическую плоскость проблем с функционалом уже сделал невозможным предъявление претензий этому разработчику. Доработка программы Госспецсвязью позволяет обвинить эту государственную структуру во всех бедах — мол они напортачили. Тем более, что в данном случае подключится «тяжёлая артиллерия» – Представительство ООН, которое выступало заказчиком. Международные структуры очень редко публично признают ошибки. И ещё реже дают согласие на проведение, например, следственных действий, в своих помещениях, изучение внутренней документации.

Заинтересованных множество, а вот виновных в провале, как это всегда бывает, нет:

НАЗК не виноват — не это ведомство заказывало программу, не оно её писало, не оно администрирует
ГП УСС тоже не виновно — пытается работать с тем, что ему предоставили.
Политики? А когда политики были виноваты? Депутаты всех фракций, президент, премьер – все выступают категорически за борьбу с коррупцией
НПО? Неправительственные организации не несут ответственность за реализацию государственной политики. Они могут, советовать, критиковать, требовать, но отвечать за реакцию на их советы, критику, требования должны другие.
ПрООН ни в коем случае не виновно. Эта уважаемая организация смело может заявлять, что потратила 27 млн. гривен на оплату создания программы — оказала помощь государству
Фирма-разработчик тоже не виновна: она была выбрана в прозрачной процедуре отбора ПрООН (пусть кто-то попробует сказать, что ООНовские процедуры не прозрачны и несут коррупционные риски), программу создала, заказчик принял. А потом посторонние лица изменяли программный код.
Госспецсвязь, работники которой пытались за 10 дней «вставить дарёному коню зубы» — сделать так, чтобы комплекс можно было допустить к эксплуатации? Тоже не выходит — не они ставили техническое задание, не они создавали комплекс.

Виновных нет, в крайнем случае «исчадием ада», «защитником коррупции национального масштаба» сделают какого-нибудь инженера «Украинских специальных систем».

В данной ситуации более продуктивно думать над тем, «что делать».

Система не идеальна, она требует усовершенствования — это факт. Но для того, чтобы оценить, что необходимо менять, нужно дать ей отработать полный цикл — от анализа первой до второй декларации. То есть как минимум ещё год. Тогда будет очевидно, что стало удачным решением, а где имеем провал. В противном случае вместо улучшения плодим дополнительные проблемы.

Споры вокруг круга лиц, которые обязаны подавать декларации решаются очень просто: декларировать доходы обязаны ВСЕ налоговые резиденты Украины без исключения. Любые другие попытки выбрать «категорию для проверки» уже можно считать условием и даже проявлением коррупции – использования статуса, возможностей, авторитета для получения выгоды, противоречащей законодательству.

Обычным гражданам, кроме перечисленного выше, стоит перестать быть сетевыми хомячками — думать, прежде чем на скорую руку кричать «зрада» или «перемога», требовать моментальных результатов.

Вот тогда смотришь, и всё получится.

| | | | - | | | | | |