.
Как киевские строители оценивают новый Порядок привлечения и расчета паевого участия.

Как киевские строители оценивают новый Порядок привлечения и расчета паевого участия.

mlp / 12.12.2016

Принятый Киевским горсоветом он вступает в силу с 1 января 2017 года и застройщики в целом позитивно оценивают его, но указывают и на ряд его недостатков.

Застройщики начнут платить паевой взнос в размере 4% от сметной стоимости строительных работ вне зависимости от вида возводимого объекта.
До 31 декабря 2017 года применен понижающий коэффициент 0,5. Таким образом, на протяжении всего 2017 года застройщики будут платить в городской бюджет только половину от насчитанных паевых взносов.

Вторая важная новация нового Порядка - способ администрирования платежа, который планируется осуществлять через систему Smart City.

Новый Порядок уплаты паевого участия распространится и на инженерные сети, транспортную инфраструктуру и социальные объекты.

Положительно в целом встретив принятый документ, столичные застройщики указывают и на его недостатки.

Председатель совета директоров строительной компании «Укрбуд» Юрий Пелых наиболее позитивно оценил норму, согласно которой стоимость переданных в коммунальную собственность инженерных сетей и социальных объектов отныне будут вычитать из суммы паевого взноса. «Теперь уменьшение паевого участия будет производиться при предоставлении четкого перечня документов, среди которых – подтверждение расходов на создание инфраструктурных объектов, выданное Киевской городской государственной администрацией (КГГА)», - указал он.
Учитывая, что Киевсовет лишили волюнтаристского права освобождать лишь «избранных» участников рынка от паевого участия, «такой подход почти не оставляет недобросовестным чиновникам пространства для «маневра», - отметил Юрий Пелых.
При этом он считает, что новый Порядок уже требует серьезной доработки.
«Например, если сумма, потраченная на разработку инфраструктуры, больше суммы паевого участия, то разницу строителям никто не компенсирует. В документе есть норма, согласно которой допускается вычитание разницы из паевого взноса по другому объекту того же заказчика, но она не обязательна для выполнения», - отметил Пелых.
Также указал и на «технические» недостатки, связанные с практической реализацией нового документа. «Программный комплекс, необходимый для проведения прозрачного расчета паевого взноса, еще не разработан. И не будет разработан к Новому году, когда новые правила вступят в силу. На его разработку выделили шесть месяцев с начала ее финансирования. А оно будет заложено в городской бюджет только на следующий год. Потому, можно ожидать, что в течение первого полугодия 2017 года новая система работать не будет», - заявил он.
Глава «Укрбуда» отметил и тот факт, что в принятом документе практически не отражен вопрос, куда пойдут деньги, собранные с застройщиков в качестве паевого участия.

Инициативу Киевсовета сдержанно оценил и председатель совета директоров инвестиционно-промышленной группы Keros Александр Дубров: «На деле ничего радикально нового Порядок не внес: ранее размер участия так и колебался в рамках 4%, просто понижающие коэффициенты могли применяться как справедливо, так и нечестно».
Дубров считает намного более важным вопросом взаимозачеты между городом и девелопером относительно построенных последним объектов инфраструктуры. «Законодательством Украины предусмотрено, что 4% паевых платежей включают, в том числе, и реально понесенные девелопером затраты на создание инфраструктуры. Расчет паевого взноса, в идеале, должен учитывать общий объем средств, истраченных на инфраструктуру, переданную на баланс города. Зачастую суммы, о которых идет речь, намного превышают размер паевого участия. И вот тут порядок до конца так и не наведен», - указал он.
При этом выразил предположение, что задолженность девелоперов перед городом в размере 1,2 млрд. грн. в большинстве случаев образовывалась именно из-за невозможности передать на баланс города объекты инфраструктуры и социальные объекты таким образом, чтобы компенсировать потраченные средства согласно закону.
На сегодня, подчеркнул он, с учетом т.н. «правки Левина», вопрос, принимать объекты инфраструктуры на баланс города или нет, по-прежнему находится в ведении чиновников и депутатов, а это как раз и может нести коррупционную составляющую.
По его словам, Киев также мог бы расширить администрирование платежа через систему Smart City таким образом, чтобы при передаче застройщиком инфраструктурного объекта на баланс города, в его учетной карточке автоматически отображалась бы сметная стоимость сданного объекта. В случае, если она превышает сумму в 4%, остаток мог бы отображаться в качестве положительного сальдо на карточке застройщика и учитываться при оплате паевого участия на последующих объектах.
«Если бы к тому же Киевсовет принял решение о том, что после сдачи в эксплуатацию построенный застройщиком инфраструктурный объект одновременно автоматически передается на баланс города, то мы действительно радикально решили бы вопрос коррупции», - выразил пожелание Александр Дубров.

Позитивно оценив документ, управляющий партнер Группы компаний DIM Александр Насиковский предложил реформировать саму систему паевого участия.
«В нынешних условиях повышения тарифов на энергоносители и критической амортизации инженерной инфраструктуры паевое участие является важным для модернизации сетей общего пользования и минимизации техногенных рисков», - сказал он. Но сам принцип паевого взноса пребывает в резком контрасте с европейской практикой, где не принято взимать налоги до начала коммерческой эксплуатации объекта. «В большинстве стран Евросоюза, в т.ч. и у наших ближайших соседей, паевое участие включено в налог на недвижимость и привязано к квадратуре сданных в эксплуатацию площадей. Например, в Эстонии инвестор платит фиксированную стоимость долевого участия из расчета €0,31 на 1 кв. м», - указал Насиковский.
Он напомнил, что в Украине такой налог на недвижимость был введен с 2015 года, и уже показал свою эффективность - по сравнению с тем, что взималось местными органами на уровне 4-10% от сметной стоимости строительства.

Глава правления и президент ПАО «ХК «Киевгорстрой» Игорь Кушниротметил: «Если норматив действительно будет работать, как указано, это сделает невозможной любую непрозрачность, поэтому стоит ожидать положительных изменений в развитии города. Бюджет должен наполняться платежами, которые станут залогом создания новых объектов социальной инфраструктуры, поэтому столица станет более комфортной! Также новый порядок будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Чем меньше бюрократических процедур и сборов, тем больше вероятность, что столица заинтересует иностранных инвесторов».

По материалам «КиевVласть».

| | | | - | | | | | |