.
Реформы в правоохранительной деятельности и судебной системе не успевают за новым законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Реформы в правоохранительной деятельности и судебной системе не успевают за новым законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

mlp / 08.06.2016

За пять месяцев работы нового закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» у него появились не только сторонники, но и многочисленные противники.

Претензии можно сгруппировать следующим образом: слишком обширный круг лиц, допущенных к госреестрам, слишком низкий уровень их подготовки и слишком слабая ответственность, что в совокупности увеличивает риски незаконного вмешательства в госреестры и захвата чужого имущества и бизнеса.

Рейдерство по новым правилам.

Новый закон о госрегистрации содержит нормы, которые могут способствовать новым рейдерским захватам в Украине. Такое мнение, ссылаясь на слова участников рынка, озвучила руководитель судебной практики Pavlenko Legal Group Елена Перцова.

Но в Минюсте придерживаются иной позиции. «Я немножко не согласен с тем, что новый закон увеличил риски или мы дали новые возможности тем людям, которые называют себя рейдерами», – говорит директор департамента государственной регистрации Министерства юстиции Виталий Гайдук. По его словам, принятый закон просто идет в авангарде происходящих в стране изменений, поэтому реформы в других сферах, таких как правоохранительная деятельность и судебная система, не успевают за законом о регистрации. «Поэтому создается впечатление, что этот закон – причина того, что якобы у нас увеличились возможности для рейдерских акций», – предположил чиновник.

Конкуренция или монополия?

Особую неоднозначность на рынке вызывает обстоятельство, которым разработчики закона хотели усилить конкуренцию в сфере регистрации. Речь идет о том, что с 1 января доступ к регистрационным действиям получили тысячи лиц. Это и около 7 тыс. нотариусов, включая около 5,8 тыс. частных, и представители местных органов власти, и прочие желающие, в число которых скоро должны войти и сотрудники «Укрпочты».

«Минюст постоянно осуществляет аккредитацию новых субъектов, что увеличит конкуренцию, появятся на рынке другие субъекты, которые могут эти услуги предоставлять. Это дело выбора. С этой точки зрения монополия – всегда плохо, а право выбора для потребителя этих услуг – это хорошо, по моему мнению», – отмечает Виталий Гайдук.

С одной стороны, чем больше лиц предоставляют услугу, тем выше конкуренция, ниже цены, качественней услуга – каждому регистратору предстоит бороться за клиента и свою прибыль. С другой, далеко не все лица, получившие новые полномочия, знают, как их применять. «С 1 января нам дали право, но нас забыли научить. Потому что реестр сложный, большой, закон новый. К сожалению, нет методических рекомендаций, системного обобщения практики и разъяснения ошибок, которые делают регистраторы», – жалуется частный нотариус Марина Зарина.

Кроме того, физически невозможно проконтролировать тысячи регистраторов, которые могут совершать как мелкие добросовестные ошибки по незнанию, так и крупные махинации по чьей-то просьбе.

Виталий Гайдук напоминает, что у Минюста остался инструмент контроля в виде апелляционных комиссий, которые рассматривают жалобы в сфере госрегистрации. Они действуют непосредственно при Минюсте и при главных территориальных управлениях юстиции. В течение 30 дней комиссия может отменить регистрационное действие непосредственно в реестре, отключить регистратора от реестра временно или совсем.
Помогают ли комиссии на практике?
В Минюсте говорят, что да, что удовлетворили уже около 100 жалоб. Представители бизнеса говорят, что добиться рассмотрения такой жалобы сложно.

Вернуть акцепт?

Нельзя сказать, что бизнес категорично не принимает нововведение в сфере регистрации, но они вызывают у него опасения. «Раньше мы понимали, что наше дело лежит у государственного регистратора, крупный бизнес всегда своего регистратора знал в лицо. На сегодняшний день круг лиц, которые могут провести регистрационные действия, у нас, фактически неограничен. В связи с этим первый вопрос, который начал задавать бизнес: а как мне теперь защититься?», – озвучивает тревоги бизнеса Елена Перцова.
В этой связи, говорит она, возможно, имеет смысл вернуть обязательный акцепт Минюста для заключения сделок и их регистрации. Она согласна, что ранее этот механизм многих раздражал, ведь процесс получения одобрения от Минюста отнимал у бизнеса время. Но теперь, особенно ввиду часто применяемого принципа экстерриториальности, риски у бизнеса возросли.
Елена Перцова рассказывает, что коллеги делились с ней информацией о случае, когда за один день частный нотариус перерегистрировал корпоративные права предприятия, при этом в течение месяца жалоба настоящего собственника корпоративных прав удовлетворена не была, в связи с чем ему пришлось пойти по пути стандартного обжалования в суде. «Может быть, пока новый механизм еще не обкатан, есть смысл вернуть обязательный акцепт Минюста», – задается вопросом юрист.

«Нет, категорически с этим не согласен», – реагирует на идею Виталий Гайдук. Любые дополнительные утверждения у госоргана он называет шагом назад. По его данным, нотариусы сейчас достаточно успешно справляются с функциями госрегистраторов. Он объясняет, что создать схемы для рейдерского захвата можно при любых обстоятельствах, но главное, что все они будут вне закона.

Источник: ABCnews.

| | | | - | | | | | |