.
История одного «недостроя» в Николаеве.

История одного «недостроя» в Николаеве.

mlp / 14.05.2016

Николаев по праву можно называть городом контрастов.

Здесь, идя по одной из центральных улиц, внезапно натыкаешься на развалины одноэтажных строений, бывших некогда жилыми. А пройдя всего на пару десятков шагов дальше – видишь современную многоэтажку, построенную по новейшим архитектурным веяниям.
Здесь остатки от некогда могучих промышленных гигантов мирно соседствуют с суперсовременными торговыми центрами и офисными зданиями. Иногда часть помещений бывшего завода приводится в относительный порядок, ремонтируется и сдается под офисы, а часть того же здания – остается лежать в руинах. А сколько в городе начатых и не доведенных до ума строений…
Многие из них закладывались еще при Союзе, некоторые – уже в наше время. Такие «недострои» своим потрепанным видом, пустыми провалами окон и дверей словно взывают о помощи к прохожему, случайно зашедшему в их мир разрухи и безысходности.

Судьба этих недостроенных развалин зачастую неприглядна. Но есть и те, которым повезло – нашелся хороший хозяин, не пожалевший вложений, или щедрый меценат углядел неплохие перспективы для развития. Или просто появились в городском бюджете деньги, а городу срочно понадобился какой-то объект. А то и под выборы иногда такие «подарки» делаются, хотя этот вариант случается крайне редко – слишком много затрат и велик риск, что они не «окупятся».

Среди «везучих» николаевских «недостроев» особняком стоят школы. Зачастую школам везет больше всех, ведь дети – это будущее нации, а значит, им должно уделяться особое внимание. Особое внимание и уделяется: иногда должностные лица так скрупулезно рассматривают отдельный проект, что он успевает устареть. Приходится разрабатывать новый… Все это стоит денег, и немалых, – а их традиционно нет.

Подобная судьба была у муниципального коллегиума – но его удалось закончить до кризиса 2008 года. Другим повезло меньше, например, школе №22.

Еще в незабвенные 90-е началось строительство дополнительного корпуса для 22-й школы. Возвели стены, перекрытия, кое-где даже начали внутреннюю отделку, поставили окна. Степень готовности сооружения, по оценкам специалистов, составляла 60-70%. И вдруг – закончились деньги… Строительство было заморожено на долгие годы.
Только в 2012 году было выделено 580 тыс. грн. – на разработку нового проекта, поскольку предыдущий уже морально устарел. Кроме того – вышли все мыслимые и немыслимые сроки действия необходимых разрешений, а значит - нужно было оформлять новые.
По словам директора школы Петра Богуна, занявшего этот пост в январе 2007 года, проект получился очень хороший. Его создатели учли все архитектурные особенности школьного ансамбля, разработали план по преображению школы в единый архитектурный комплекс. Все нужные разрешения были получены в течение двух-трех месяцев. Казалось бы, еще чуть-чуть - и избавится город хотя бы от одной «вечной» стройки, а дети получат в свое распоряжение столь нужное им здание.
Но… В связи со всем известными событиями на протяжении 2013-2015 годов деньги на строительство не выделялись – они пошли на другие нужды.

Кстати, стоит подробнее рассказать, чем же так важен этот корпус для 22-й школы. Дело в том, что в нем изначально планировалось разместить пищевой комбинат на 400 мест для учащихся, ведь сейчас в школе действует только буфет на 60 мест. В то время, как в школе учатся более 1300 детей, и всех их обслужить буфет просто не в состоянии. Не говоря уже о том, что пищу готовить негде и приходится возить ее из 2-й гимназии.
Также, согласно древнеримской истине, кроме «хлеба», не хватает еще и «зрелищ» - в школе нет актового зала. Поэтому все важные для школьной жизни события происходят во дворе – при хорошей погоде весной и осенью. А зимой или в ненастье детям приходится сидеть по классным комнатам. Актовый зал на планах размещен как раз в недостроенном здании, так же, как и помещение библиотеки с читальным залом. Кроме того, там должны были разместиться и кружковые комнаты, и некоторые учебные классы.

Вполне возможно, что если бы не необходимость отражать агрессию вероломного северного соседа, деньги на достройку были бы выделены и дети сегодня учились бы в полноценном учебном комплексе. Но время прошло, проект опять устарел, разрешения снова просрочены – а здание стоит в прежнем состоянии, пугая пустыми оконными проемами случайных прохожих по ночам. Кроме того, по словам директора школы, недостроенный корпус облюбовали бомжи. Иногда после них приходилось гасить пожары, благо они были небольшими и никто не пострадал.

Очередная относительно светлая полоса в судьбе «стройки века» наметилась в 2015 году, перед местными выборами. Тогда руководству школы удалось наладить работу с депутатами. Вследствие этого в городском бюджете 2016 года было выделено более 400 тыс. грн. на разработку нового проекта. И строительство не сможет начаться, пока не будут выполнены проектные работы, согласованы все изменения и получены все разрешения. До тех пор более 1300 школьников будут ходить в школу без нормальной столовой, актового зала и библиотеки.

А ведь эта школа – одна из лучших в Николаеве, в ней учатся дети со всего города. И образование в ней ведется с упором на изучение английского языка. Кроме того, программой предусмотрено изучение английской и американской литературы, технического перевода. В школе работает множество англоязычных кружков, преподаются курсы гидов-переводчиков. Ученики и преподаватели 22-й школы участвуют в международных образовательных программах и проходят стажировку в Соединенных Штатах. Об их достижениях на местных олимпиадах и соревнованиях и говорить не стоит.

Так что будем надеяться, что история недостроенного корпуса не растянется еще на десяток лет, а вскоре закончится так же благополучно, как и с муниципальным коллегиумом.

Александр Шенкевич., «Вечерний Николаев».

| | | | - | | | | | |