.
Что сейчас происходит с микрокредитованием?

Что сейчас происходит с микрокредитованием?

mlp / 09.03.2016

В этом вопросе специально для Forbes разбиралась Елена Жукова, глава правления Мегабанка.

Италия – страна с наиболее развитым малым бизнесом в Европе, где с помощью предпринимателей решается острейшая для страны проблема безработицы, и государство активно стимулировало развитие малого и среднего бизнеса. В стране из более 4 млн. предприятий 98% – представители МСБ. Здесь задействовано около 13 млн. чел., что составляет 79% от общего числа занятого населения. Их доля в структуре ВВП Италии составляет 52%, а 18% экспорта страны – ремесленные малые предприятия, в которых работают всего 2-3 человека.

Германия - один из наиболее активных секторов экономики это МСБ, а государство создало систему благоприятствования. Ни один регулирующий бизнес-деятельность документ не появляется в Германии без детального обсуждения предпринимателей на уровне торгово-промышленных палат, которые, в свою очередь, интегрированы в процессе формирования государственных бюджетов всех уровней. Такое сотрудничество бизнеса и государства позволило Германии пройти международный финансовый кризис 2008-2009 годов с наименьшими потерями для экономики. 70% постоянных рабочих мест в Германии обеспечивают именно представители малого и среднего бизнеса. Согласно предварительным прогнозам Федерального бюро статистики Германии, рост экономики в 2015 году составит 1,7%, что является рекордным показателем для страны за последние четыре года.

Именно опыт Германии по развитию предпринимательства уже много лет активно применяется в Украине. Одним из первых совместных проектов стала «Программа микрокредитования в Украине», основанная ЕБРР и Немецко-украинским фондом для поддержки развития МСБ путем предоставления им доступа к кредитным деньгам через украинские банки-партнеры, прошедшие специальный отбор.
Отличительная особенность данной программы: адресаты финансовой помощи – это предприниматели, занимающиеся розничной торговлей на рынках, оказывающие различного рода услуги, небольшие сельхозпроизводители. То есть это именно тот сегмент, который обычно не пользуется популярностью у финансовых учреждений.
Ряд украинских банков реализовывали данную программу, адаптировали немецкую практику и разработали собственные технологии оценки финансового состояния заемщика, где учитывается целый ряд факторов, среди которых: опыт бизнес-деятельности компании, например, в агросекторе, прогноз ожиданий бизнес-показателей, исходя из планов компании. Кроме того, используется метод скоринга, который позволяет банкам оперативно, в течение 24 часов, принимать решение о выдаче кредита. Процедура оформления данного микрокредита максимально упрощена, в отличие от аналогичной кредитной процедуры для корпоратива, например.

Анализируя отраслевую структуру микрокредитов, которые были выданы предпринимателям в течение 2013-2015 годов, можно выделить четыре основные группы заемщиков, которые работают в производстве, сельском хозяйстве, торговле и в сфере услуг.
Исходя из показателей, рост микрокредитования демонстрирует лишь сельское хозяйство – 6,12%, в то время как объемы кредитования субъектов хозяйствования других отраслей уменьшились. В частности, в производстве спад кредитования составил 1,48%, в сфере торговли – 2,82% и услуг – 1,82%. Более ощутимые изменения в течение трех лет произошли в структуре целевого назначения кредитов. У предпринимателей всех трех отраслей мы наблюдаем увеличение потребности в финансировании своей операционной деятельности. Наибольшая динамика роста финансирования оборотных средств, а именно – 44,9%, зафиксирована в структуре отрасли предоставления услуг, что свидетельствует об активизации данного сектора. На втором месте – торговля. Предприятия аграрного сектора на 8,5% увеличили кредитование по статье «оборотные средства», а вот на основные средства сократили объем займов на 8,3%.

В целом следует отметить, что интерес к микрокредитам со стороны предприятий малого и среднего бизнеса стабильно растет, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. Это связано с тем, что рост безработицы, снижение покупательной способности, инфляционные ожидания вынуждают украинцев активно искать новые формы заработка и более рентабельные ниши для бизнеса.

| | | | - | | | | | |