.
Почему города не спешат брать ответственность за стройки?

Почему города не спешат брать ответственность за стройки?

mlp / 10.11.2015

На этот вопрос свое мнение высказал Сергей Петров, директор по развитию бизнеса девелоперской «Компании Межрегионального Сервиса».

Полномочия центральных инспекций Государственной архитектурно-строительной инспекции переданы на места. Эта реформа виделась инициаторам как антикоррупционная мера. Право выдавать разрешительную документацию на строительство объектов снова, как было до централизации инспекции в 2008 году, получили местные органы власти. Сельские и поселковые советы - на объекты 1-3-й категории сложности, городские советы - 1-4-й категории. Т.е. за центральной ГАСИ остались объекты за границами населенных пунктов, на территории нескольких административно-территориальных единиц, все объекты 5-й категории сложности в границах населенных пунктов и 4-й категории - в границах сел и поселков. Центральная ГАСИ контролирует и местные отделения инспекции - на предмет выполнения законодательства в сфере градостроительной деятельности.

С одной стороны, позитивный момент заключается в том, что органы местного самоуправления наконец-то снова получили инструмент влияния на процесс градостроительства. Как бы там ни было, «достучаться» до городской, поселковой власти несколько проще и жителям, и бизнесу.

С другой стороны, такая «централизованная децентрализация» не без оснований вызвала опасения участников строительного рынка относительно увеличения «коррупционного налога». В согласовательной процедуре появилось дополнительное звено: помимо местного органа ГАСИ еще и орган надзора. Устаревшие и противоречивые строительные нормы позволяют надзорным органам найти нарушения на любом объекте. Бизнес начал опасаться, что договариваться придется и на местах, и в Киеве.

Казалось бы, городским, поселковым и областным советам нужно ухватиться за эту тему и начать активные работы по созданию местных отделений инспекции. На практике же только 28 городов подали заявки на создание местных органов Госархстройконтроля.

Отчего?

Во-первых, дело это добровольное. В Законе «О регулировании градостроительной деятельности» сказано, что создание соответствующих исполнительных органов осуществляется советами и администрациями «исходя из возможностей и потребностей соответствующих территорий», то есть понимается как добровольное. А что добровольно - то необязательно.

Сама процедура требует времени и усилий: принять решение о создании инспекции, определить структуру, численность, назначить руководителя, утвердить положение и т.д. и т.п. Будущие работники должны пройти обучение в Госархстройинспекции. Затем местным властям необходимо отправить заявление о готовности принять полномочия, совместно с ГАСИ создать комиссию по передаче полномочий и документации, подписать акт приема-передачи дел. А поскольку порядок работы такой комиссии и утверждение акта законодательно не предусмотрены, процесс тоже может идти медленно из-за процедурных вопросов и оформления дополнительных документов по требованию тех или иных чиновников, «на всякий случай, подстраховаться».

Еще один важный момент - чиновникам нужно создать материально-техническую базу для местного отделения инспекции. Это также требует затрат. И потом выделять бюджет на содержание местной инспекции. Если в городе или поселке строятся или реконструируются относительно крупные объекты, то создание местной инспекции еще имеет смысл. В противном случае, зачем брать на себя «мороку» с организацией, финансированием? Достаточно центральной ГАСИ.

Не стоит забывать о местных выборах. Депутаты и чиновники были заняты ими, ряд процессов от этого, конечно, приостановились.

Как правило, у нас в стране законодательные нововведения, касающиеся создания/ликвидации госструктур, внедряются медленно. Но в течение года, полагаю, количество местных инспекций Госархстройконтроля будет расти, и, в конце концов, большинство городов и населенных пунктов обзаведутся местными инспекциями. Если снова не случится реформа по централизации.

Источник: ЛIГАБiзнесIнформ.

| | | | - | | | | | |