.
ГАСИ Украины хоть и ограничили влияние и полномочия, передав их местным органам, но оставили лазейки для злоупотреблений.

ГАСИ Украины хоть и ограничили влияние и полномочия, передав их местным органам, но оставили лазейки для злоупотреблений.

mlp / 01.11.2015

Если оценивать реформы не по полученному результату, а по внесенным изменениям в законодательство и принятию нормативно-правовых актов, то децентрализация в сфере строительства продвинулась больше всего.

В первой половине т.г. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало, а ВР приняла ключевой для отрасли Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствования градостроительного законодательства", №320-У111 от 14 мая 2015 г. и еще восемь законов, имеющих отношение к регулированию градостроительной и архитектурной деятельности.

Строительная общественность приветствовала введение новых правил в отрасль уже потому, что новый закон существенно урезал полномочия Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), передав ряд из них органам местного самоуправления и органам исполнительной власти. Закон предоставляет возможность решать все вопросы — от подготовки и начала строительства объекта к его завершению и передаче в эксплуатацию — местным органам. Вводя децентрализацию, этот закон разделяет предметы контроля и надзора, определяет органы для их осуществления на всех уровнях, их полномочия, порядок образования. При этом существенно упрощается ряд разрешительных и согласовательных процедур, предусмотрены меры, сокращающие потери времени в коридорах власти. В частности, максимальные сроки выдачи технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства сокращены с 15—30 до 10 дней.

Впрочем, строители, как и эксперты, новый закон оценивают неоднозначно.
Большинство из них полагают, что принятию такого важного документа, определяющего работу важнейшей отрасли на длительный период, должны были предшествовать если не предварительные реализации пилотных проектов, то длительные и активные обсуждения со всеми категориями специалистов. Ведь затевается такая многоступенчатая реформа, результаты которой будут видны не в ближайшие месяцы, а по истечению нескольких лет.

Глава наблюдательного совета МА Group А.Малафеев считает, что законодательные изменения, по крайней мере, активизируют диалог между специалистами и контрольными органами. Передача контроля местным органам власти хороша тем, что участвовать в принятии решений будут избранные должностные лица, от которых, в случае их коррупционных действий, можно будет очищаться во время местных выборов. Это, по мнению эксперта, немалый плюс.

Вице-президент ПАО "ХК "Киевгорстрой" Э.Шевчук обращает внимание на то, что закон даст застройщикам возможность экономить, поскольку он четче определяет сроки разного рода согласований. В частности, усовершенствован процесс подачи деклараций о выполнении подготовительных и строительных работ.
Особенно важно, что законодательно определен (при заполнении декларации о начале выполнения строительных работ) перечень случаев, которые являются основанием для возврата документа на доработку, что существенно сокращает коррупционную составляющую и сроки строительства. Если раньше чиновник был волен в определении причин отказа или перенесения сроков работ, то теперь его действия регламентируются законом.

Но инициаторы главного строительного закона в ходе его подготовки не сильно заморачивались учетом дельных советов, тем более — замечаниями.
В Конфедерации строителей Украины (КСУ), в целом одобряя принятые законодательные изменения, отметили коррупционную опасность, угрожающую эффективной работе строительных компаний.
По мнению строителей, той же Госархстройинспекции (ГАСИ) хоть и ограничили влияние и полномочия, передав их местным органам, но оставили лазейки для злоупотреблений.
Руководствуясь новым законом, ее должностные лица смогут самостоятельно отменять выданные ими разрешительные документы, в т.ч. и за нарушение требований градостроительной документации, несоответствие объектов строительства проектной документации, требованиям строительных норм, стандартов и правил.
При этом решение разрешено принимать должностным лицам ГАСИ, а не в судебном порядке. Учитывая последствия такой нормы, в КСУ заявили о планах инициировать изменения в ст. 36 и 37 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности".

Замгендиректора компании ТММ А.Говорун напоминает, что "все это уже было" (имеется в виду участие местных органов в согласовании вопросов по строительству), но передача решений по всем вопросам на места тогда оказалась не идеальным выходом. Сейчас, продолжим мысль эксперта, во время кризиса и упадка отрасли, дефицит опытных специалистов ощущается еще острее, особенно в провинции. И незаметно, чтобы в связи с децентрализацией предпринимались экстренные меры для их подготовки.

По материалам gazeta.zn.ua.

| | | | - | | | | | |