.
О чем напомнила гибель траулера «Дальний Восток».

О чем напомнила гибель траулера «Дальний Восток».

mlp / 04.04.2015

В ночь на четверг, 2 апреля, в Охотском море затонул Большой автономный морозильный траулер "Дальний Восток". В результате инцидента погибло 54 человека, поиски еще 15-ти продолжаются. Наиболее вероятной причиной инцидента следствие считает столкновение рыболовецкого судна с неким препятствием, в результате чего произошло повреждение корпуса траулера в районе машинного отделения и стремительное затопление.
Ничто не указывает на причастность к кораблекрушению сил ВМФ. Тем не менее рыболовный и подводный флоты всегда были тесно связаны между собой, в основном, доставляя друг другу неприятности.

Подводники и рыбаки - две опасных морских профессии

Стоит отметить, что именно профессии рыбака и подводника признаны одними из самых опасных видов деятельности. Даже в порту погрузка груза весом несколько тонн может вызвать затруднения. Что уж говорить про открытое море с огромными волнами, непредсказуемой погодой и ледяной водой. Кроме того, зацепившийся и вовремя не вытравленный трал легко может вызвать опрокидывание судна. Интересно, что самой опасной в мире профессией называют ловлю тунца в открытом море. Считается, что именно на этой работе ежегодно погибает больше всего людей.
С многочисленными рисками сопряжена и профессия подводника. Это единственная профессия, в должностных обязанностях которой говорится о необходимости погибнуть на рабочем месте в случае аварийной ситуации. "Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек", - указано в Корабельном уставе ВМФ РФ. Так, в случае пожара моряки должны остаться в своем отсеке, полностью герметизировать переборку и самостоятельно справляться с возникшей ситуацией. Ведь в случае, если огонь из горящего отсека перебросится в смежные отсеки, погибнуть может вся подлодка. Помимо этого, работа подводника связана с огромной физической и психологической нагрузкой, которым способствуют постоянное замкнутое пространство.

Причины столкновений

Почему же происходят столкновения подводных лодок и рыболовных судов?
В первую очередь, подлодка при всплытии может не услышать дрейфующий над ней траулер, а телевизионные камеры подводного наблюдения и перископ в данном случае не всегда оказываются эффективны.
"Есть специфика такая, что если рыболовное судно будет стоять с выключенным двигателем, то подводная лодка при всплытии на перископную глубину его не услышит, то есть подводная лодка ориентируется только по гидроакустике. Если рыболовное судно будет стоять в дрейфе, то может быть ненулевая вероятность очень близко всплыть", - пояснил в беседе с корреспондентом Центрального Военно-Морского Портала экс-командир атомной подводной лодки К-480 "Барс" капитан 1 ранга Федор Еленин.
Кроме того, рыболовные суда зачастую осуществляют непредсказуемые маневры, что также может привести к столкновению.
"У гражданских моряков есть поговорка "Бойся рыбаков и военных моряков!", это означает что гражданские моряки опасаются военных, потому что военные занимаются маневрами и учениями. А рыболовные суда - это одни из самых опасных препятствий для подводных лодок в первую очередь. Поэтому, получая данные об оперативной обстановке, мне всегда на лодку сообщали координаты районов интенсивного рыболовства. Рекомендации были однозначные: обходить такие районы. Рыболовные суда маневрируют непредсказуемо, они движутся переменными ходами и курсами, поэтому расходится с такими судами очень трудно", - рассказал председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга в отставке Игорь Курдин, проходивший службу в должности командира подводных лодок.
Дальнейших вариантов развития событий может быть много. Например, винты подлодки, запутавшиеся в рыболовной сети, могут привезти к гибели ПЛ. Кроме того, траулеры полярных вод имеют ледовую защиту, которая при таране ПЛ способствует более тяжелым разрушениям. Именно так погибла советская подводная лодка С-178 в октябре 1981 года.

Роковые ошибки

21 октября лодка после двухнедельного похода возвращалась на базу. С-178 двигалась в надводном положении со скоростью 9 узлов. Подлодка направилась в бухту Золотой Рог во Владивостоке. Немного ранее, дежурный по подразделению охраны водного района дал разрешение на выход из бухты теплоходу РФС-13 "Рефрижератор-13". Несмотря на то, что эта информация не была оперативно передана экипажу подлодки, вахтенный гидроакустик ПЛ заметил на встречном курсе цель, однако и его доклад не был своевременно передан командиру. РФС-13 по неизвестным причинам не уступил дорогу подлодке и протаранил ее со скоростью 8 узлов. Удар пришелся в левый борт ПЛ, в 6 отсек. Поскольку экипаж не успел загерметизировать соседние отсеки, то вскоре подводная лодка, приняв на борт, 130 тонн воды, пошла ко дну. В результате трагедии погибло 32 человека.
Как показывает практика, в более легких авариях могут быть повреждены выдвижные устройства ПЛ, то есть перископ и радиолокационная или связная антенна, - отмечает Еленин.
В свою очередь, ПЛ при всплытии может поднять рыболовное судно из воды, что приведет к последующему его опрокидыванию. Кроме того, подлодка может "утащить" трал, что также может привести к гибели траулера. Именно это чуть не произошло с английским рыболовецким судном неделю назад, когда, по словам моряка, одна из сетей внезапно начала двигаться вперед. Шкиперу пришлось прибавить обороты, чтобы сеть не запуталась. В итоге, траулер потерял управление и был отбуксирован в свой порт спасательным ботом. По мнению моряка, в сети его судна попалась подводная лодка.
"Мы никогда не знаем, с какой стороны там выставлен трал и на сколько он простирается. Поэтому движение с рыболовными судами это вещь опасная. У меня были случаи, когда я попадал в трал, потому что траулер в этот момент находился без хода и я его просто не услышал. Зацепили за ваер (стальной проволочный трос для буксировки трала - ред.), ничего страшного ни у нас, ни на траулере не случилось. Тем не менее такие случаи бывают и достаточно часто", - рассказал Курдин.
Один из последних громких случаев с участием рыболовного флота и ПЛ произошел в сентябре 2011 года. Инцидент произошел в ночь с 20 на 21 сентября в Авачинской губе. Рыболовецкий сейнер "Донец" столкнулся с атомной подводной лодкой "Святой Георгий Победоносец". Удар пришелся по касательной, в связи с чем ущерб оказался незначительным. Похожих случаев немало, однако, не все они приводят к трагическим последствиям.

По материалам flot.

| | | | - | | | | | |