.
О перспективах инвестирования в Украину.

О перспективах инвестирования в Украину.

mlp / 11.02.2015

Мнение по этому высказал Адриан Фургальский, транспортный эксперт в польских медиа.

Как реагируют инвесторы и предприниматели из Евросоюза на события, происходящие в Украине?

Все болеют за успех преобразований в Украине, потому что демократическая страна со свободной рыночной экономикой на границе Евросоюза – большая ценность. Польша болеет особенно – прошло 25 лет с момента восстановления нашего суверенитета и нам легче понять ситуацию в Украине и желания ее жителей. Если бы это было не так, то не было бы соглашение об ассоциации с Украиной.
Время от времени в ЕС звучат голоса о возможном ослаблении санкций против России. Москва, кроме того, ведет умелую игру с различными партнерами, чтобы нарушить солидарность оценки ее деятельности в Украине. Но мне кажется, что эти действия обречены на провал - все равно Польша и Брюссель резко формулируют необходимость сохранения жесткого курса.

Заинтересованы ли инвесторы из ЕС возможностями инфраструктуры и транспортного сектора Украины?

Конечно, да, но в то же время нельзя скрывать, что каждый вменяемый предприниматель анализирует риски связанные с ситуацией на востоке Украины и продолжающейся там войны. Такая неопределенность является весомым фактором, блокирующим приход в вашу страну капитала.
Важен также жёсткий курс власти на ликвидацию коррупции, которая отравляет украинскую экономику. Необходимо принятие европейских стандартов, прозрачных тендерных процедур.

Какие секторы интересуют больше всего?

Весь транспортный рынок Украины интересен, как из-за его большого размера, так и из-за критического износа локомотивов и парка общественного транспорта. Конец войны на востоке создаст огромную проблему для восстановления этой части страны, ведь агрессор решил уничтожить транспортную инфраструктуру в первую очередь.

Должен ли Запад предложить Украине новый План Маршалла? Считает, ли Запад, что стабильная Украина – это вклад в безопасность самого Евросоюза?

Запад должен быть вовлечен в экономическую трансформацию Украины на взаимовыгодной основе. Может не обязательно следует обращаться к пунктам Плана Маршала, потому что среди многих экономистов бытует мнение, что непосредственное влияние на темпы роста экономик Европы благодаря инвестиционным проектам было небольшим.
Участие Запада в программах помощи имеет одно неоспоримое преимущество, а именно - это вызывает быстрое восстановление доверия инвесторов, стабилизацию государственных финансов и возвращение к рыночной экономике.
Украина - страна, которая стремится к членству в ЕС, к тому же президент Порошенко обещал провести референдум о вступлении в НАТО. Это свидетельствуют о прозападном курсе, который абсолютно соответствует интересам европейского сообщества. Реакция России на это четко свидетельствует, что при таком курсе выигрывает Запад.
Польша рассчитывает на помощь Брюсселя, которая позволит активизировать ряд транспортных проектов, чье финансирование может быть расширено на страны за пределами ЕС.

На какие фонды и программы Евросюза Украина и украинские компании могут рассчитывать, какой алгоритм получения средств?

Эти вопросы обсуждаются все время. Сейчас есть декларации и инициативы отдельных стран, например, кредит правительства Польши размером в 100 млн. евро, или 500 млн. евро от правительства Германии, а также финансовых институтов ЕБРР, Мирового Банка, ЕИБ.
Все указывает на то, что в следующем году в рамках европейского фонда Connecting Europe Facility Польша сможет привлечь финансирование на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Для распределения этой финансовой помощи со стороны Еврокомиссии, необходимо определить какими будут взносы отдельных доноров, кто будет управлять этими средствами и какие институты в каждой из стран будут мониторить процесс освоения денег. Польша очень рассчитывает на эту помощь, которая позволит активизировать ряд транспортных проектов, чье финансирование может быть расширено на страны за пределами ЕС.
Я уже упоминал, что война на востоке Украины, несомненно, способствует задержке прихода капитала. Украина должна также понимать, что в большей степени, чем раньше, финансирование будет зависеть от прогресса заявленных экономических реформ. Это важно с точки зрения Международного валютного фонда, который в настоящее время заявляет о сумме поддержки на уровне 15-18 млрд. долларов. При этом общая сумма необходимой помощи оценивается в 50 млрд. долларов.

Транспортный сектор Украины – новый потенциальный рынок сбыта для европейских и польских производителей, но может ли Украина рассчитывать на западные инвестиции в производство на территории Украины?

Одним из элементов экономических преобразований в Украине будет приватизация. Мнение, что модернизация подвижного состава должна проходить при тесном сотрудничестве с местными производителями - правильно. Сначала сотрудничество техническое и обмен опытом с производителями ЕС, затем кооперация при заказах на производство, и, наконец, вхождение в капитал западных корпораций.
Конечно, размер страны, необходимость обновления подвижного состава, удаленность от заводов Европы и себестоимость производства в Украине будут склонять крупные международные концерны и сильных региональных производителей к строительству фабрик здесь. Несомненно, было бы хорошо, если бы работали программы инвестиционных стимулов, например, временные налоговые скидки, что мы делали в Польше.

По материалам cfts.org.uа.

| | | | - | | | | | |