.
Зри в корень: «должность» - от слова «долг».

Зри в корень: «должность» - от слова «долг».

mlp / 01.01.2015

«Коммунальный скандал» в Николаеве, разгоревшийся (по закону жанра) перед затяжными новогодними гуляниями, как всегда, вспыхнул из-за прошлых обид, тлеющий костер которых разворошили новые «кухонные перепалки».

Но, возможно, за этими привычными локальными конфликтами скрывается более интересная интрига, чем борьба за общие плиту и туалет.

Внешняя банальность заключается в том, что, примерно, 20 лет все государственные и коммунальные предприятия, предоставляющие всевозможные социальные услуги населению и бизнесу, рассматриваются, как неиссякаемый денежный поток для пополнения чиновничьих карманов и партийных касс.

Потому каждый председатель ОГА, закрепив за собой «доли» в крупном бизнесе на своей территории, включая государственные энергогенерирующие компании, бросал свой прагматичный взор на местных монополистов помельче – областные КП. Которые формально являются собственностью всех территориальных общин региона в лице областного совета, но реально ими руководит ОГА.

Назначение на должность автоматически делало коммунальных начальников пожизненными должниками «его превосходительства».

Судя по громким публикациям в местных интернет-изданиях, основанных на правдоподобных событиях и фактах, относительно восстановления «института смотрящих» при нынешнем николаевском губернаторе, В. Мериков решил не отказываться от соблазнительных «традиций». Тем более, что теперь появился железный аргумент для введения негласной «финразверстки» и «на войну».

Правда, тут есть один интересный нюанс. В 2011г., когда председатель ОГА Н. Круглов и председатель облсовета И. Дятлов взялись за «ревизию» областных КП, они меняли руководителей этих предприятий на основании результатов целевых проверок правоохранителей и контролирующих структур, и этому мало кто сопротивлялся, включая облсовет.

Похоже, что нынешнее руководство ОГА пошло по пути внедрения «казачков», получающих доступ к бухгалтерским документам и финансовым потокам КП при еще «живых» директорах КП, на которых, в случае чего, можно все свалить. К тому же, здесь может идти речь не столько о привычном выкачивании средств из предприятий, сколько об их подготовке к акционированию или приватизации. Благо, местная ОГА уже много лет предпочитает самостоятельно продавать или отдавать в аренду областные активы, не прибегая к услугам РО ФГИУ в Николаевской области.

Насколько это самостоятельное решение В. Мерикова, а не навязанное ему из Киева, знает только он сам. Сегодня он слуга двух господ.

Но без согласия областного совета осуществить эти планы внедрения и отчуждения будет очень нелегко.

Сможет ли нынешний разобщенный и дезориентированный областной депутатский корпус противостоять подобным планам, сказать еще труднее.

Некоторые эксперты считают, что для этого ему нужно собраться с духом и своим решением создать исполком, передав ему управленческие полномочия, в том числе и по коммунальным предприятия.

Ведь это уже было на заре независимой Украины. Пока к власти не пришел Л. Кучма, который заявил, что ему не нужны в стране 25 президентов, похоронил выборность председателей облсоветов прямым голосованием жителей областей (у нас эти выборы выиграл тогда представитель президента Л. Кравчука - А. Кинах), заложил в принятую в 1996 г. Конституцию президентско-парламентскую модель с жесткой вертикалью областных и районных госадминистраций. А затем волевым путем обязал областные и районные советы делегировать им управленческие полномочия – от распоряжения средствами областного бюджета до руководства объектами областной собственности. ( А популярного Кинаха Кучма от греха подальше забрал в Киев, передал ему по наследству УСПП и пригласил в правительство).

Сегодня председатель облсовета избирается депутатским корпусом, и если среди депутатов найдется инициативная группа, способная собрать вокруг себя хотя бы 40-45 депутатов, то есть хоть какая-то надежда найти альтернативу кандидату на эту должность от губернатора.

Вряд ли Киев будет сопротивляться этой «децентрализации снизу», тем более, что она не требует изменений в Конституцию, да и местные выборы - не за горами. Зато у нынешнего облсовета на закате каденции появится возможность заявить о себе как о полноценном органе местного самоуправления николаевцев, а не послушных придворных, суетящихся уже при четвертом губернаторе.

P.S. Николаевскому горсовету тоже нужно быть начеку: по неофициальной информации, на ГКП «Николаевводоканал», тоже появился новый зам.

Так что, с Новым годом, господа депутаты. С новым шансом!

В. Чиченин, mk.mk.ua

| | | | - | | | | | |