.
Почему украинская экономика стала чемпионом по медленному росту и что необходимо для решения проблем Украины?

Почему украинская экономика стала чемпионом по медленному росту и что необходимо для решения проблем Украины?

mlp / 17.06.2014

Deutsche Welle опубликовала интервью с Каха Бендукидзе, который в 2004-2007 годах проводил реформы в должности министра по координации экономических реформ Грузии.
Реформы многим не нравились, но в итоге Грузия поднялась со 137 на 11 место в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса, а ВВП страны в этот период рос в среднем на 9,3% в год.

Бендукидзе убежден, что Украине, во-первых, необходимо снизить расходы бюджета, потому что иначе страна не сможет существовать. Во-вторых, нужно снизить нагрузку на бизнес, потому что иначе экономика не будет расти. В-третьих - обуздать коррупцию, иначе страны не будет.
Одним словом – «дерегулирование», которое хорошо для экономики и одновременно уничтожает коррупцию: нет законов, которые можно нарушать за взятки.
«Это все обязательно нужно сделать», - считает Каха Бендукидзе.

Сейчас на Украине 48% ВВП фактически перераспределяется государством. Развивающаяся слабая экономика этого не может вынести. Никогда нигде в мире экономика, находящаяся в таком состоянии как украинская, не могла выдержать такой огромный пресс государства.
Украинская экономика значительно более зарегулирована, чем большинство европейских. И многие ограничения гораздо более сложные и менее гибкие.
Например, на Украине запрещена продажа сельскохозяйственных земель. Вы не имеете права продать свой частный кусок земли соседу. В какой стране Европы такое есть?
Где в Европе государство регулирует цены на продукты?
Только на Украине.

Такая ситуация стала результатом популистских электоральных циклов, когда каждый следующий политик приходил на волне популистских обещаний. В Раде были соревнования по популизму. В итоге это вызывало увеличение регулирования, налогов, субсидий, бюрократии. На самом деле это просто источник взяток, который устраивал ту или иную группу интересов. Все это приводило к еще меньшему развитию бизнеса и к еще большему популистскому ответу.
В итоге украинская экономика стала в последние 20 лет чемпионом по медленному росту. Медленнее не росла никакая постсоветская страна и никакая восточноевропейская.

По его мнению, дерегулирование очень хорошо сочетается с ведением военной операции.
В 2008 году в Грузии была настоящая военная ситуация, но не вводили никакого рационирования, контроля цен, контроля обмена валюты, никаких экстраординарных мер.
Через полтора месяца после войны приняли решение о сокращении подоходного налога. После войны грузинская экономика сократилась на три с чем-то процента, а в 2010 году был рост грузинской экономики - около 7%. И одна из причин - сокращение нагрузки на бизнес, которое позволило легче пережить тяжелые времена.
«Война - это как раз то, что должно стимулировать принятие правильных решений по сокращению государственного участия в одном направлении и усилению - в другом…. И вот здесь как раз государство должно принять меры: нужно сажать тех, кто нарушает законы, связанные с основой существования общества. Пока не будет наказания, никто не будет верить, что это всерьез. А иначе никакое дерегулирование не поможет», - заявил бывший министр.

По материалам МинПрома.

| | | | - | | | | | |