.
Что ждет Украина от Петра Порошенко.

Что ждет Украина от Петра Порошенко.

mlp / 09.06.2014

Петру Порошенко на посту президента Украины достается непростое наследство после его предшественника.

Особенно если брать во внимание его инаугурационную речь, в которой он пообещал безотлагательно поставить подпись под экономической частью Ассоциации с ЕС, а также перспективу полноценного членства в союзе.

Однако пока президент уверенно заявляет о скором преодолении кризиса, экономика государства сегодня стремительно скатывается в пропасть, система государственных финансов трещит на всех уровнях, золотовалютные резервы продолжают таять, рост цен вышел из-под контроля, а иностранные инвесторы спешат вывести капитал за границу.

Наивно и безосновательно надеяться на то, что Порошенко за пять лет создаст из этого европейскую социально ориентированную экономику с честными и компетентными государственными чиновниками. Однако украинцы вправе требовать от нового президента хотя бы первых шагов в этом направлении.

Чего же хотят от Петра Порошенко граждане и какие шаги он должен предпринять в первый период своего правления?
Проведенное Forbes тестирование позволило определить пять ключевых решений, которые ожидают украинцы от нового президента страны уже в ближайшее время.

Дерегуляция экономики

Если государство ничего не может дать своим гражданам, оно должно дать им по меньшей мере свободу. Это касается прежде всего хозяйственной деятельности. Национальная бюрократия достигла такого уровня развития, что многие предприимчивые украинцы, зная, что их ожидает в случае легализации бизнеса, предпочитают либо работать в тени, либо вообще отказаться от занятия предпринимательством.

Выдача различного рода разрешений, справок, лицензий и сертификатов превратилась в легальный канал выкачивания денег с бизнеса. При этом деньги эти идут, как правило, не в бюджет, а в фирмы-липучки, которые действуют едва ли не при каждом органе власти, занимающимся разрешительной деятельностью.

Разрешительная система насколько деградировала, что уже не поддается конструктивным изменениям. Ее необходимо существенно упрощать, демонтируя большинство разрешительных документов и сокращая количество чиновников. Однако не стоит недооценивать силу и стойкость бюрократии. Даже при авторитарном режиме Януковича правительству так и не удалось существенно уменьшить количество государственных чиновников и снизить количество разрешительных процедур. Несмотря на мнимую легкость, задание дерегуляции экономики является одним из наиболее сложных, с которым пока еще не справился ни один президент.

Углубление экономической кооперации с ЕС

Наверное, наибольшие ожидания украинцев от президентства Петра Порошенко связаны с ускорением евроинтеграционных процессов. При этом речь идет не столько о политическом векторе, сколько об экономической составляющей. Порошенко, подобно Ющенко в 2005 году, сейчас имеет колоссальный кредит доверия со стороны западного сообщества. Однако важно, чтобы он, подобно Ющенко, не растратил этот кредит доверия на туристические поездки по западным странам.
Успех политической интеграция Украины в ЕС напрямую зависит от способности новой власти максимально интегрировать украинскую экономику в кооперационные трансъевропейские хозяйственные связи. При этом новому президенту необходимо найти оптимальный баланс между политикой открытых дверей, которая обеспечит приток на внутренние рынки качественной и недорогой продукции (что безусловно порадует отечественных потребителей), и необходимостью поддержки внутреннего производителя с тем, чтобы он смог успешно интегрироваться в общеевропейскую экономику.

Снятие моратория на продажу земли

В Украине сложилась парадоксальная ситуация: продажа земли сельскохозяйственного значения как бы запрещена, однако в стране, как грибы после дождя, растут земельные латифундисты, владеющие десятками тысяч гектаров украинской земли. Более того, предыдущее украинское правительство активно раздавало земельные ресурсы страны даже иностранцам.

Фактически, украинскую землю могут заполучить все, кроме честных украинских граждан. Очевидно, что далее откладывать земельный вопрос уже затруднительно, поэтому Порошенко необходимо взять на себя ответственность в этой сфере. Снятию моратория должна предшествовать значительная работа по формированию институциональной базы для функционирования рынка земли. Однако если будет политическая воля, то этот процесс сдвинется с места, если нет, и далее под различными предлогами власти будут продлевать временный мораторий на продажу земли.

Реформирование системы социального обеспечения

Украинская система социального обеспечения крайне неэффективна. С одной стороны, она не обеспечивает необходимого уровня защиты для тех граждан, которые в ней нуждаются. Социальные выплаты и помощи искусственно занижены, а иногда они просто символические. С другой стороны, системой льгот и дотацией в Украине пользуются люди, доход которых является выше среднего.

Оптимизация льгот и субсидий позволила бы высвободить существенный объем бюджетных средств, который можно было бы направить на поддержку тех слоев населения, которым действительно нужна государственная помощь. Однако для радикальных изменений в этой сфере необходимо сломать сопротивление депутатов, судей, прокуроров и чиновников, которые будут создавать сильное сопротивление подобным инициативам. Достаточно вспомнить, чем заканчиваются регулярные попытки ограничить уровень пенсий судьям и прокурорам.

Стабилизация национальной валюты

В данном контексте Петру Порошенко прежде всего стоило бы разобраться с руководством НБУ, которое не просто допустило, но и внесло весомую лепту в обвал национальной валюты. Девальвация гривны закономерно спровоцировала виток внутренней инфляции, который начал набирать обороты. В результате реальные доходы граждан за последние несколько месяцев упали почти на четверть.

Однако это только начало процесса. Допустить девальвацию национальной валюты можно в течение нескольких дней, тогда как на ее стабилизацию потребуются годы. Обесценивание национальной валюты бьет прежде всего по наименее защищенным слоям населения, которые в Украине составляют существенную часть граждан. Такая курсовая политика может подорвать доверие ко всей новой власти, после чего проведение глубинных реформ в экономике будет существенно затруднено.

А без общественной поддержки новому президенту не удастся провести ни одно важного решение, что создает риск скачивание деятельности до имитации реформ, что происходило во время президентства Януковича.

Виталий Кравченко, Forbes Украина

| | | | - | | | | | |