.
Почему и кто провалил военный контракт с Ираком.

Почему и кто провалил военный контракт с Ираком.

mlp / 19.01.2014

«Реальная экономика» представила информацию «Тріщини на експорт. Україна провалила виконання збройного контракту з Іраком», в которой рассказывается об организации сферы «экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального назначения».

Украина и Ирак заключили контракт о поставках фирмой «Прогресс» (дочка «Укрспецэкспорта») в течение 3-3,5 лет 420 единиц бронетехники на сумму более $ 457,5 млн. и 6 военно-транспортных самолетов Ан-32Б-120 на сумму $ 89 млн. На что иракская сторона потратила еще $ 10 млн. - не разглашалось.

В реализации контрактов приняло участие более 80 украинских предприятий, а основными исполнителями бронемашин стали Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) им. Морозова вместе с также ГП «Завод им. Малышева» и самолетов - Киевский авиазавод «Авиант» (ныне - филиал ГП «Антонов»).

При заключении контрактов не обошлось без традиционного выяснения отношений между СНБО и Кабмином.

Значительную роль в подписании контракта сыграли США, поскольку украинские военные поставки финансировались за счет средств, предоставленных американцами на перевооружение армии Ирака. Сделка имела ярко выраженный политический характер. Это благодарность за участие Украины в антисаддамовской коалиции.
Однако Украина не сумела воспользоваться контрактом.

Еще в начале лета 2010г. завод им. В.А.Малышева сорвал сроки изготовления дизелей для БТРов. Генеральный конструктор ХКБМ М. Борисюк был возмущен, поскольку до испытания машин оставалось всего четыре месяца.
Однако в октябре, когда машины осматривал тогдашний первый вице - премьер - министр Андрей Клюев, о срыве контракта уже не говорили. Сроки перенесли на ноябрь, а потом на декабрь.
В итоге БТРы не успели на парад в Багдаде 5 января 2011г. по случаю Дня армии Республики Ирак.

По словам Борисюка, их также подвели производители пушек Каменец - Подольска (ГП «Завод точной механики»). В их орудиях оказались дефекты. Причем недостатки обнаружили не на этапе испытаний украинской стороной, а уже когда заказ принимали иракцы.
В результате пушки сняли с машин и в конце января 2011г. вернули в Харьков на доработку.

В апреле 2011-го в Ирак была отправлена первая партия бронетранспортеров (26 ед.), в сентябре 2012-го - вторая партия (62 ед.), а 7 февраля 2013г. иракские специалисты в Украине приняли третью партию БТРов - 40 единиц.
Затем последовало заявление иракской стороны о срыве сроков контрактов, непригодности машин к эксплуатации. И 2 января 2014г. трейлеровоз SE PACIFICA доставил в порт «Октябрьск» 42 украинских БТР-4 по причине микротрещин в корпусах ранее поставленных БТРов.

По одной из версий, именно ситуация со срывом иракского «бронетранспортерного» контракта привела к освобождению в июле 2013г. гендиректора «Укрспецэкспорта» Д. Перегудова, которого называют человеком экс-министра обороны Украины Дмитрия Саламатина. Однако «кадровая ротация» не помогла.

«Источники» отечественных СМИ видят основную проблему в «переделе украинского оружейного рынка» - как организационного, так и кадрового. Некоторые эксперты считают, что отказом иракская сторона «отомстила» за исключение из схемы «своего» посредника, который обеспечивал интересы покупателя. 22.11.2010г. «Укрспецэкспорт» официально отобрал у «Прогресса» иракские контракты, а в конце июля 2011г. эту «дочку» ликвидировал. В условиях Востока (и не только) решать вопросы без неофициальных и вполне официальных «бонусов» (взяток и комиссионных) невозможно. И без полного доверия сторон в этой неофициальной части также не обойтись.

Однако СМИ в этом конфликте сторон проигнорировали главное обстоятельство - некачественная и неритмичная работа предприятий ВПК Украины по экспортным контрактам.
Без решения этой проблемы (которая, возникла не вчера: достаточно вспомнить, как Иордании в 1999 под видом нового бронетранспортера БТР-94 пытались продать перекрашенный БТР-80 еще советского производства) любые организационные схемы в сфере военно-технического сотрудничества не спасут национальный ВПК от потери внешних рынков. А в лучшем случае лишь отсрочат эту потерю ...

Подводя итоги и учитывая «коррекцию реальности» по украино-иракскому контракту, можно лишь с сожалением констатировать, что производство бронетехники в Украине, по крайней мере, на несколько ближайших лет, вновь оказалось в ситуации, в которой оно находилось долгое время.
Для ответа на вопрос, удастся преодолеть этот кризис после 2014 г., фактов не достаточно. Это может показать только будущее ...

| | | | - | | | | | |