.
Загадки и детективная история картины «Пушкин на берегу Черного моря».

Загадки и детективная история картины «Пушкин на берегу Черного моря».

mlp / 03.03.2013

В 2012 году на аукционе в Лондоне «Сотбис» неизвестный приобрел картину Ивана Константиновича Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за 5 миллионов долларов. Предыдущий рекорд продержала с 2007 году картина «Константинополь на рассвете», проданная за 2,7 миллиона фунтов.

В Николаевском художественном музее имени В. Верещагина есть картина «Пушкин на берегу Черного моря», которая имеет детективную историю.

И. Айвазовский был знаком с А. Пушкиным и создал цикл картин, посвященный поэту. В год пятидесятилетия со дня гибели Пушкина художник написал картины «Пушкин на берегу Черного моря» и «Прощание Пушкина с морем», над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон).
К своему юбилею – 50-летию творческой деятельности и 70-летию со дня рождения, Иван Айвазовский подготовил большую выставку. Среди экспонирующихся работ живописца, выделялось полотно «Пушкин на берегу Чёрного моря», которое художник сам высоко ценил и решил подарить Музею Академии художеств. В свою очередь Академия художеств передала это произведение в дар Николаевскому художественному музею им. В.В. Верещагина, который открылся в 1914 году.

В период немецкой окупации Николаева полотно вырезали из рамы, оставив небольшой кусок с изображением неба на подрамнике в левом углу. По неизвестной причине вывозить его не стали. После освобождения города советскими войсками картина находилась на складе трофейного оружия облвоенкомата, где служила подстилкой под оружие. Там «Пушкин» пролежал, сложенный вчетверо и скрученный. Появились порывы, осыпи, потертости. В этом ужасном состоянии шедевр обнаружил николаевский художник П. Степаненко и возвратил картину в музей.
В 1946 году киевский мастер Невкрытый отреставраировал полотно. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы возродить к жизни прекрасную работу Айвазовского. Со временем изъяны послевоенной реставрации становились все более очевидны, и картина утратила экспозиционный вид.
В 2003 году в рамках программы «Возрождение шедевров» киевский реставратор Титов вдохнул в «Пушкина» новую жизнь.

В этой картине остается загадкой главный вопрос: Айвазовский ли создавал образ Пушкина? Чьей же кисти принадлежит вдумчивый взор поэта на полотне в николаевском музее?

По материалам «Николаевские новости».

| | | | - | | | | | |