.
Власть продуцирует сопротивление.

Власть продуцирует сопротивление.

mlp / 01.06.2012

По завершении юбилейных празднований, связанных с новейшим обретением Украиной независимости, естественно, хочется осмыслить пройденный твоей страной путь, понять модель государства, которая была сформирована за эти два десятилетия, понять его сущность, достижения и успехи. И сегодня, в канун новых выборов и новых вызовов нового же таки времени, поневоле приходит в голову: что мы имеем - годовщину государственности или годовщину по государственности?

НОВЕЙШИЙ ФЕОДАЛИЗМ, НЕОДЕНИКИНЩИНА И НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ НЕОСТАЛИНИЗМА

Нынешняя украинская власть, являющаяся продуктом отечественной политической истории за последние 20 лет, выродилась в искаженную смесь с тремя составляющими частями:
- новейший феодализм в хозяйственно-мировоззренческом измерении,
- неоденикинщина в идеологическом осознании антиукраинскости этой власти и наконец,
- начальная стадия неосталинизма, который проявляется в стремлениях сцементировать авторитаризм в политико-административном способе вертикального руководства страной и в попытках утвердить авторитарную форму правления по горизонтали общественно- государственной жизни.
Первая составляющая часть, какой бы она ни была странной в ХХІ веке, - новейший феодализм украинского образца, выстраиваемый властью по принципу майората. Есть верховный феодал и его вассалы, которые живут в ином мире, чем простолюдины - украинские граждане, которые в глазах этой сплоченной круговой порукой и созависимостью группы феодалов являются только рабочим материалом. Последний, в свою очередь, является источником налогов, прибылей и других благ. Эти новейшие феодалы (олигархи и латифундисты), которые захватили в свою собственность леса и поля, озера и недра, наконец, - власть, отгородились от так называемого плебса замками с очень высокими заборами, собственными мини-армиями и фалангами государственных силовиков, инквизицией, выкормленной прослойкой коррумпированного, подхалимского чиновничества и с собственными принципами внутрисословного поведения и регуляции взаимоотношений. Дошло до того, что человек медленно превращается в закрепощенного бесправного холопа, которого нередко даже затравливают псами, а работать на господина он должен фактически за бесценок, и обречен прозябать. Небольшая же кучка людей, большая часть которой, к тому же не выделяется моральными качествами и умственными способностями, утопает в неслыханной роскоши и дерзко и публично смеется над обнищавшим народом. Нынешняя власть - это «свои люди» - государство в государстве, которое живет по другим правилам и законам, чем народ, по определенному набору понятий и принципу личной преданности вождю и вождикам (с сохранением хрестоматийного принципа типа: вассал моего вассала - не мой вассал). Следовательно, карьерный успех в этой феодализированной властной иерархии зависит вовсе не от профессиональной пригодности или суммы талантов, а от уровня личной преданности и принадлежности к свите того или иного феодала, определенной лиге (партии). Именно поэтому в Украине ряд высокопоставленных должностных лиц не имеет соответствующего профессионального образования и тасуется на властных должностях, словно карты в колоде. Их задача - разделять и властвовать.
Вторым признаком действующего в стране режима является своеобразная деникинщина, которая идеологически проявляется в нескрываемом украинофобстве власти в гуманитарной сфере и в нескрываемом пренебрежении к украинской культуре, образованию, истории, языку и тому подобному. Именно поэтому в Украинском государстве сложилось парадоксальное положение, когда под аккомпанемент болтовни о демократизме и межнациональной толерантности страдает от притеснений всё украинское. Они строят свой вариант так называемого «Русскаго мира» в Украине, не осознавая, что такой «мир» является мифом, иллюзией. Украинское пространство рассматривается лишь с точки зрения его эксплуатации, однако украинская идентичность в него вовсе не вписывается. Зато вписывается Государство Украина, которое де-факто превращается в фикцию, нивелирует все общественные свободы и, несмотря ни на что, генетически противостоит им. Поэтому они нуждаются именно в таком псевдогосударстве, доводя морально-этические нормы в нём до абсурда, однако им не нужно гражданское общество - люди, умеющие мыслить и чувствовать принадлежность к наследию предков, к крови нации, к гордости за своё прошлое, с верой в получение и сохранение надлежащих себе «прав и вольностей».
Третьим признаком нынешней власти, как я уже отмечал, является попытка внедрить в стране сталинский тип управления, адаптированный под современные украинские реалии. При такой модели, как засвидетельствовала история, человек является лишь пылью, а система власти содержится через постоянное так называемое закручивание гаек, преследование (и уничтожение) политических оппонентов, тотальный контроль, репрессии, отсутствие свободы слова и народного волеизъявления и тому подобное. Именно поэтому в Украине теплится привидение нового типа сталинизма (осовремененного). Наша власть уже применяет тот принцип, что на выборах, например, побеждает не тот, кто получил больше всего голосов избирателей, а тот, кто эти голоса подсчитывает; что избавиться от политических оппонентов можно или заставив их эмигрировать, или же упрятав за решётку. В современных условиях в арсенале неосталинской системы есть и другие методы, например: лишение средств к существованию (уничтожение бизнеса или изгнания с работы), запугивания, моральное и физическое давление и тому подобное. Ради этого уже существует огосударствленная карательная машина налоговой, таможенной, пожарной, санитарной служб и тому подобное, СБУ, прокуратуры, фактически ручной судебной системы, милиции (количество которой в Украине превышает количество Вооруженных сил, которые также являются признаком полицейского государства), не говоря уже о частных отрядах крепких ребят...
ПОД МАХОВИК РЕПРЕССИЙ МОГУТ ПОПАСТЬ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТИ
И если у кого-то возникнет вопрос - а что же сдерживает власть от массовых репрессий? Отвечу: почему же сдерживает?
Репрессии медленно набирают обороты, такая организация власти действует по принципу маховика. Принцип этот известен: сначала с дороги убирают политических противников, следовательно - конкурентов, впоследствии - оппонентов. Дальше продолжается внутрипартийная борьба. После этого делают точечные (пробные) удары в обществе, а затем - массовые репрессии.
Удары по представителям налогового Майдана и по другим общественным активистам - это точечные (пробные) удары по обществу. Нынешняя власть видит вокруг себя «мятеж», заговор «продажных» журналистов, населения, которое скупает оружие с целью штурма административных сооружений и тому подобное. Не похоже ли это на известную сталинскую манию покушения и заговора? Страх окружения (часто мнимый - из личного расчёта) ретранслируется на страхи вождя и, соответственно, с новой силой - на его более широкое окружение, которое начинает на этом играть.
При таких условиях поведение власть предержащих может быть непрогнозируемым в определённых случаях, а действия - немотивированными. Следовательно, спровоцировать и направить против кого-то упреждающий удар довольно легко. Последние ротации во властных кабинетах, в частности в силовых структурах, свидетельствуют, что власть боится народа, власть боится выборов и готовится к противостоянию, не ищет путей самоэволюции; она не способна осознать ожидания и стремления людей.
Зато украинская власть, олицетворённая Президентом, Кабинетом Министров и Партией регионов, обижается на собственный (неблагодарный или же бестолковый) народ, который, по её мнению, почему-то не чувствует «улучшения жизни уже сегодня», который «врёт», крича о своем обнищании, безработице, бесправии и элементарном безденежье в среде даже тех, кто имеет работу.
Под маховик репрессий могут попасть и представители власти. Рано или поздно силовые структуры возьмутся за отдаленное, а тогда и за более близкое окружение Президента.
Ежедневно недовольство растет не только вокруг Партии регионов, но и внутри партии власти. Поэтому винтики и даже программисты такой системы могут попасть в ее жернова. История знает такие примеры, присущие тоталитарным структурам и системам. В авторитарном государстве полицейского типа, где одни стерегут, другие - работают и не протестуют, дракон съедает сам себя, а затем его добивает восставший народ, охваченный протестными настроениями и ненавистью к угнетателю.
Налоговый и «цифровой» Майданы, как и многие другие, - это мини-восстания. С них все и начинается. Впрочем, «цифровой Майдан» не имел явного (засвидетельствованного) организатора или группы организаторов, потому власти трудно привлечь репрессивный аппарат, ведь не было известно, против кого применить примитивный, демонстративный удар. То есть, имеем положение, когда власть видит своих противников (если не сказать - врагов) не в политической оппозиции, не в диссидентах (отступниках) внутри власти, не в лидерах и организаторах несистемной оппозиции, а в целом обществе.
Нынешняя власть не хочет настоящих реформ, существенных изменений, однако в современных условиях должна осуществлять их. Но способна ли она их реализовать?
НОВАЯ ЭЛИТА УЖЕ ФОРМИРУЕТСЯ
В настоящее время в Украине действительно есть два мира - мир «верхов» и мир «низов». Вертикаль власти еще коммуно-советская, а пользуются в ней способом капиталистического накопления. Власть не хочет менять советскую модель управления, потому что эта модель удобная, проста в функционировании и выгодна с позиции концентрации контрольно-распорядительных полномочий. Происходит абсурдная профанация государственного развития. И этот парадокс не имеет под собой интеллектуальной, закономерной и жизнеспособной почвы, а потому должен (вынужден будет) подвергнуться изменениям. Путем добровольной эволюции или же по принуждению.
Наряду с этим народ уже не хочет, чтобы им руководили по-старому, когда сами элиты (политически-олигархическая верхушка) живут по-новому.
В этом и состоит внутреннее противоречие сегодняшней Украины. Наша власть не способна управлять по-другому, а народ уже не хочет и не может существовать по старым правилам. Рано или поздно эти противоречия должны дойти до логического завершения - открытого столкновения.
Пути же обновления элит слишком узкие и имеют многочисленные ограничения и условия, в современной действительности похожие на капканы для заложников. Активные, пассионарные, умные люди не могут попасть во власть, потому что принципы отбора не предусматривают других критериев. Новые же правила способны выработать лишь новые, свежие элиты. В Украине время от времени происходит горизонтальное перемещение элит, но отсутствует вертикальное обновление.
Невзирая на это, новая элита сейчас уже формируется, в ней нуждается народ, и она уже существует среди этого народа. Пока что эти новые пассионарии (это люди, обладающие врожденной способностью брать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного) еще не имеют легального доступа к власти (ведь по партийным спискам попасть во власть и изменить ее невозможно, потому что наши партии построены по принципу пирамид или же корпораций; в мажоритарных округах эти неофиты (новообращённые к вере) украинского политикума также в основном пока не в состоянии победить из-за известных реалий современности - административный и финансовый ресурсы, давление СБУ, милиции, прокуратуры, судов, в конечном итоге - ОИК).
Как показывает опыт, наши выборы не могут изменить ситуацию. Поэтому у народа есть один выход - новая революция.
По факту власть загоняет общество в подполье, а тенизация экономики - одна из разновидностей общественного подполья в Украине. Однако, как известно, если невозможно войти и изменить власть легально, то история свидетельствует, что рано или поздно появится шанс овладеть ею нелегальным путем. В стране вынужденно уже появятся мощные легальные или полулегальные (нелегальные) организации партийного типа. Часть бизнеса также примкнёт к этим группам, потому что это единственный путь для выживания в монополизированной и коррумпированной украинской действительности.
При этом не стоит связывать это новое политическое поколение с возрастными рамками. Ведь есть и молодые люди, которые уже полностью ассимилированы нынешней системой власти и действуют полностью по её логике, и, наоборот, есть такие, которые брезгуют и не воспринимают такого формата своего политического восхождения и становления, и таких людей, к счастью, сейчас - подавляющее большинство. И это не является конфликтом поколений в спектре родители - дети. Это, скорее, конфликт человеческих качеств, жизненных мировоззрений. Новые элиты - это новое мышление и новые принципы управления. Формирование элиты не по круговой поруке, присущей мафиозной группировке (в том числе и в политическом смысле), по принципу кум-брат-сват-водитель-любовница-депутат-марионетка и тому подобное, а по личным качествам и преданности идеалам возвеличивания и благосостояния своего народа и государства. Эти новые люди уже появились из всех срезов нашего общества: из бизнеса, СМИ, науки, общественных организаций, правозащитных организаций и тому подобное.
Важно также и то, что народ, безусловно, представляет именно такое лицо нынешней власти. И, стоит заметить, власть сама способствовала и продолжает способствовать такому восприятию себя собственными же действиями, риторикой и пренебрежительным отношением к этому же народу. Президент, правительство, Верховная Рада волей пропрезидентского большинства из Партии регионов, её партий-сателлитов и продажных народных избранников («тушек») регулярно пренебрегают Конституцией и действующим законодательством Украины, что вполне может определяться как попытка узурпации власти. В связи с этим, действующие властные органы фактически не являются легитимными ни юридически, а тем более — правомочными в глазах людей.
В стране установлен тоталитарный режим в своей начальной стадии. И не только потому, что были посажены в тюрьму руководители оппозиции, находящиеся на государственно-политическом олимпе, но и потому, что в Украине есть политзаключенные среди широких слоёв общества (часто малоизвестные или и вообще неизвестные общественности), есть узники совести и есть заключённые элементарного произвола, беззакония и вседозволенности системы. В государстве существует скрытое и неприкрытое давление на прессу, общественные организации, бизнес и человеческую мысль, в конечном итоге — на право мыслить и свободно выражать свои соображения. В государстве господствует сплошная и всеобъемлющая коррупция, продажное депутатство и чиновничество, трясина бюрократии, избирательное правосудие и применяется практика мести относительно инакомыслящих. Следовательно, власть же и производит то, чего больше всего боится, — сопротивление. Украинская власть элементарно не осознаёт, не признает новой общественно-политической действительности; революций же возможно будет избежать лишь тогда, когда власть осознает потребность в поиске компромисса, в уступках и потребность эволюционирования к обновленной системе государственно-политической жизни.
Нас ожидает тяжёлая осень. Осенью будут выборы, и это заострит ситуацию; выборы всегда её заостряют в условиях постоянного структурного, социально-политического и экономического кризисов. Это повлечёт противоречия внутри власти, потому что новый список Верховной Рады будет способен перекроить политическое расписание и доступ к ресурсам разных групп. Дожимание народной чести может достичь апогея во время выборов. Если же власть сфальсифицирует эти выборы или их отменит, то народное возмущение и социальный, политический, управленческий, экономический и гуманитарный кризисы сойдутся в одной точке, которая может повлечь взрыв, и эта власть будет сметена если не сразу, то в течение ближайшего года. Или же власть начнет изменяться, хотя бы из инстинкта самосохранения...
Павло ГАЙ-НЫЖНЫК, доктор исторических наук, Институт политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины

Источник: ДЕНЬ.

| | | | - | | | | | |