.
Место под строительство будущего LNG-терми­на­ла определит заказчик.

Место под строительство будущего LNG-терми­на­ла определит заказчик.

mlp / 07.11.2011

До строительства непосредственно терминала для приема сжиженного газа (LNG-терминала) в Украине еще далеко. Да и решение о LNG-терминале зависит не от испанской компании Socoin, готовящей сейчас технико-экономическое обоснование для его возведения, а от решительности украинской власти и комплекса мер, которые необходимо выполнить, чтобы LNG-терминал и завод по регазификации сжиженного газа все же появились. Но именно Socoin готовит почву для продуманного выбора места расположения будущего терминала и должна рассчитать и предложить наиболее приемлемые варианты технического и технологического решения этой серьезной задачи.

В связи с этим пять ведущих специалистов во главе с президентом компании Socoin Аркадио Гутьересом Запико (Arcadio Gutierrez Zapico) и представители ГП «Национальный проект LNG-терминал» в конце октября провели так называемые полевые исследования. Это необходимо для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства LNG-терминала (в частности, завода по регазификации сжиженного газа) в Украине. Прежде чем отбыть в Испанию для тщательного анализа всей полученной информации, президент Socoin Аркадио Гутьерес Запико и глава Координационного совета «Национального проекта LNG-терминал» Виталий Демьянюк в эксклюзивном интервью ZN.UA рассказали о своих впечатлениях и ожиданиях от совместной работы над проектом ТЭО будущего LNG-терминала.

— Г-н Гутьерес Запико, вы с коллегами, а также представители заказчика на разработку ТЭО будущего LNG-терми­на­ла только что посетили места, где, как я понимаю, планируют построить терминал. Забе­гая наперед, хочу узнать, опре­­де­ли­лись ли вы уже с местом расположения терминала?

— Вы слишком торопитесь. К тому же будет определяться именно заказчик. Мы же сначала рассчитаем стоимость наиболее приемлемых вариантов расположения терминала, завода по регазификации и всей необходимой инфраструктуры. Ведь украинский заказчик должен иметь четкое представление, сколько такой объект может стоить в зависимости от конкретного места и условий. Собственно, в этом и состоит наша главная задача. Вы, наверное, знаете, что Испания держит первенство в мире по строительству таких терминалов. Первый LNG-терминал был возведен в 1970 году, последний достраиваем сейчас. Так что нам есть что предложить Украине.

— Что вам подсказывает ваш опыт относительно осмотренных участков и их перспектив для расположения терминала?

Аркадио Гутьерес Запико. — Мы посмотрели две предложенные площадки — портопункт «Очаков» (Николаевская область) и морской торговый порт «Южный» (Одесская обл.), а также посетили государственное предприятие «Дельта лоцман». Одна из этих площадок в районе г. Очакова — можно сказать, инфраструктурно нетронутая земля. Вторая — возле порта «Южный» — уже работает и имеет полностью развитую портовую и транспортную инфраструктуру, там также расположено очень важное для этого региона производство. Фундаментальное отличие этих площадок в том, что одна из них развитая, а вторая почти не развитая. Мы получили ответы на все наши многочисленные вопросы. Теперь нам нужно все это тщательно проанализировать и рассчитать экономику всех вариантов этого проекта.

Виталий Демьянюк. — Наша поездка подтвердила, что с предварительным выбором всех четырех участков мы не ошиблись. Потенциально на каждом из них можно строить терминал. На одних участках это возможно в рамках вписывания в портовую инфраструктуру, что безусловно является, с одной стороны, позитивом, а с другой — потребует от нас более детальной работы и анализа уровня загруженности портов, графика работы портовых служб, графика прохода судов.

На других площадках нет проблем, связанных с вписыванием в действующий порт. Там больше возможностей для комплексного анализа и работы по созданию практически новых портов в Украине. Но это потребует консолидированных усилий от нас как Агентства по национальным проектам, от государства и, возможно, от коммерческих партнеров, которые рядом с терминалом будут развивать другие портовые бизнесы, например обработку грузов сельскохозяйственного назначения, перегрузку угля и т.п.

Каждая из этих площадок была детально осмотрена, и мы ожидаем через месяц подробного отчета-анализа по каждой из них, тогда мы сможем поработать над завершением нашего ТЭО в деталях. А до 31 января 2012 года, через 112 суток после подписания соглашения, испанский подрядчик обязался разработать ТЭО строительства LNG-терминала, в котором будут указаны место и ориентировочная стоимость строительства.

— Что в наибольшей степени влияет на выбор типа LNG-терминала?

А.Г.З. — Несколько принципиальных факторов. В частности, нужно знать, с какими объемами газа вы хотите, планируете работать. Если это будет 10 млрд. кубометров ежегодно с поэтапным введением мощностей, то необходимо предусмотреть место для расширения емкостей для хранения газа. Нужно учесть тип танкеров (весь мир сегодня использует танкеры на 150 тыс. тонн), предусмотреть, чтобы порт мог принимать такие суда и имел причал с 15-метровыми глубинами. Необходимо также предусмотреть возможности по расширению порта. Потом — сам завод по регазификации сжиженного газа. Имеет также значение наличие и удаленность от газотранспортной инфраструктуры (сколько придется прокладывать километров газопровода, чтобы соединить терминал с действующей газотранспортной системой). Все это влияет на стоимость проекта.

В Испании (и не только там) сейчас расширяют мощности действующих терминалов и увеличивают количество емкостей для хранения газа (количество танков). Там, где было два танка, теперь ставят четыре. И все это следует предусмотреть.

По материалам "Зеркало недели".

| | | | - | | | | | |