.
То, что нам предлагают, назвать земельной реформой нельзя!

То, что нам предлагают, назвать земельной реформой нельзя!

mlp / 08.08.2011

Проект закона «О рынке земли» говорит о том, что мы являемся свидетелями появления нового бюрократического сверхмонстра в лице Государственного агентства по земельным ресурсам.

Красной нитью является «целевое назначение земли», т. е. государство решает, как именно должна использоваться земля. Если вы хотите использовать ее по-другому, вы должны уговорить государство изменить «целевое назначение».
В таких странах, как наша, земельная реформа может быть успешной, если от ее проведения будет в максимальной степени отстранено государство. Если государство само себя реформирует, то нужно хотя бы отделить тех, кто этим занимается, от тех, кто будет работать в новых условиях.
Мы же являемся свидетелями появления нового бюрократического сверхмонстра в лице Государственного агентства по земельным ресурсам. Это агентство осуществляет реформу и оно же выступает основным действующим лицом со стороны государства в будущих земельных отношениях. Агентство также контролирует земельный кадастр и процесс аукционных торгов. Последнее достигается тем, что агентство устанавливает требования к обучению лицитаторов, выдает им документ, подтверждающий квалификацию, и требует обязательного регулярного (раз в 3 года) повышения квалификации. Власть лицитатора над процессом аукциона достаточно велика. Такое трепетное внимание, оказываемое государством персоне лицитатора, объясняется не столько желанием предотвратить возможные злоупотребления, сколько желанием управлять ими.
Стремление управлять рынком земли со стороны государства проявляется и в полномочиях Кабмина.
Ему дано право устанавливать, как именно отображаются данные кадастра в Интернете, он же устанавливает форму Поземельной книги, в которую заносятся данные о земельных участках, порядок составления и утверждения требований к оформлению кадастровых планов земельных участков, порядок доступа нотариусов к кадастру и порядок пользования сведениями и документами кадастра.
На практике Кабмин волен бесконечно менять все перечисленные выше «требования».
Отсюда напрашивается вывод, что собственно никакой реформы на самом деле нет. Земельная реформа с 1991 года была формой приспособления бюрократии к изменяющейся ситуации. Громкая реформа - это очередной шаг на этом пути. Поскольку она заранее искажает ценообразование и затрудняет вход на рынок для значительного числа потенциальных участников, то говорить о том, что она «создает рынок земли», было бы большим преувеличением. Эта реформа просто меняет некоторые параметры игры на том полулегальном рынке, который уже существует.

По материалам «Контракты».

| | | | - | | | | | |