.
Новации для владельцев автотранспорта.

Новации для владельцев автотранспорта.

mlp / 15.04.2011

14 апреля, Президент Украины Виктор Янукович предлагает Верховной Раде Украины рассмотреть законопроект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок". Об этом сообщила на брифинге Советник Президента Украины - Представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины Елена Лукаш.

Она отметила, что основной целью данного законопроекта является упрощение порядка проведения обязательного технического осмотра и контроля за техническим состоянием транспортных средств; устранение неоправданных расходов владельцев автотранспорта на услуги, не имеющие отношения к безопасности дорожного движения; ликвидацию существующих коррупционных механизмов связанных с обязательным техническим осмотром транспортных средств, отмена неэффективных и чрезмерных регуляторных процедур.

Данный проект также конкретизирует взаимоотношения между инспектором и водителем на дороге, устанавливает минимальное количество документов, которые должен иметь водитель для возможности управлять автомобилем.

Говоря подробно о законопроекте Главы государства, Елена Лукаш сообщила, что основной и главной новацией этого законопроекта является отмена в Украину прохождении государственного технического осмотра и отмене талона о прохождении государственного технического осмотра.
На сегодняшний день все транспортные средства, участвующие в дорожном движении, подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Такой осмотр осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, а проверка технического состояния таких транспортных средств при проведении государственного технического осмотра - уполномоченными субъектами хозяйствования на основании разрешения, выданного Госавтоинспекцией.
С января 2009 года по сегодняшний день для проверки технического состояния транспортных средств был уполномочен 1125 субъектов хозяйствования. По данным Госавтоинспекции, общее количество зарегистрированных транспортных средств на сегодня составляет 9 млн. 500 тыс. единиц. Ежегодно техническому осмотру подлежит около 6 млн. транспортных средств различных типов.
"Итак ежегодно 6 млн. автовладельцев вынуждены обращаться в органы Госавтоинспекции для проведения технического осмотра. Эта процедура связана с затратой времени, с необходимостью стояния в очередях и требует соответствующих финансовых затрат ", - отметила Е. Лукаш.
За проведение Госавтоинспекцией технического осмотра одного автомобиля автовладелец платит 36 грн. без учета стоимости талона техосмотра. Стоимость же самого талона стоит еще дополнительно 110 грн. Стоимость протоколов о проверке технического состояния транспортных средств составляет от 120 до 200 грн. зависимости от типа транспортного средства. Таким образом, ежегодно украинские водители вынуждены платить за технический осмотр от 876 млн. грн. до 1 млрд.860 млн. грн.
"Как показывает опыт, действующая система технического осмотра не позволяет обеспечить реальный контроль за техническим состоянием транспортных средств. В большинстве случаев (по оценкам экспертов, около 90%) владельцы транспортных средств получают талон о прохождении технического осмотра без проведения проверки, покупая медицинские справки и талоны с помощью отлаженных коррупционных схем. По оценкам экспертов, ежегодно объем таких неофициальных коррупционных платежей составляет сумму около миллиарда гривен ", - подчеркнула Советник Президента. Именно поэтому, по ее словам, Глава государства предложил реальные меры для разрушения и уничтожения этой отлаженной коррупционной системы.

Проектом предлагается отменить государственный технический осмотр. Одновременно, для отдельных категорий транспортных средств предлагается ввести упрощенную и абсолютно прозрачную процедуру обязательного технического контроля.
Безусловном освобождению от прохождения обязательного технического контроля подлежат легковые автомобили всех типов, марок и моделей, независимо от срока эксплуатации. Это также касается прицепов, мотоциклов, мопедов, мотоколясок и других приравненных к ним транспортных средств. Если же легковой автомобиль используется в коммерческих целях, то его владелец должен каждые два года проходить обязательный технический контроль. Для грузовых автомобилей и автомобилей такси устанавливается ежегодный технический контроль. А вот для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, такая проверка должна осуществляться дважды в год.
Такие меры позволят значительно сократить количество транспортных средств, подлежащих техническому контролю - с 6 млн. до 1,5 млн. ежегодно.

Как подчеркнула Елена Лукаш, по данным Госавтоинспекции проведения государственного технического осмотра сейчас возложены на работников автомобильно-технической инспекции, численность которой составляет 1 357 человек. Сокращение количества объектов контроля будет способствовать рациональному использованию рабочего времени этими сотрудниками Госавтоинспекции, которые вместо формальной проверки справок смогут заняться организацией, контролем и безопасностью дорожного движения.

Проектом предусматривается устранение Госавтоинспекции от проведения обязательного технического контроля. Такой контроль будет осуществляться исключительно субъектами хозяйствования. Для получения права на осуществление обязательного технического контроля такому субъекту необходимо только подать документы, которые подтвердят наличие у него оборудование, которое позволяет проверять техническое состояние транспортных средств. Причем оборудование может принадлежать этому субъекту не только на праве собственности, но и на условиях аренды.
Такой порядок позволит ликвидировать существующую сложную коррупционную и непрозрачную процедуру полномочии субъектов хозяйствования на проведение обязательного технического контроля.
Поэтому каждый субъект предпринимательской деятельности, который имеет надлежащее оборудование, сможет получить право на проведение обязательного технического контроля.

За Госавтоинспекцией в этой сфере закрепляется полномочия по: ведение реестра субъектов проведения обязательного технического контроля; осуществление государственного контроля за соблюдением ими требований законодательства в этой сфере; формирование общегосударственной базы данных о результатах обязательного технического контроля транспортных средств.

Елена Лукаш отметила, что в проекте четко определены узлы автомобиля, которые подлежат проверке при проверке технического состояния: системы тормозного и рулевого управления; внешние световые приборы, пневматические шины и колеса; светопропускания стекла; газобаллонное оборудование (при наличии), другие элементы в части , что непосредственно касается безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Элементы автомобиля, которые никак не связаны с безопасностью дорожного движения и охраной окружающей среды, проверяться не будут.

По результатам обязательного технического контроля транспортного средства, прошедшего обязательный технический контроль и признан технически исправным, составляется протокол проверки технического состояния, который выдается водителю транспортного средства.
В протоколе будет определен срок очередного прохождения обязательного технического контроля этим транспортным средством. Сам бланк протокола проверки технического состояния транспортного средства будет документом строгой отчетности.
Техническое описание и образец протокола будет утвержден Кабинетом Министров Украины.

Одновременно Лукаш подчеркнула: отмена обязательного технического осмотра не означает потерю контроля над ситуацией на дорогах.
По ее словам, данные Госавтоинспекции относительно причин аварийности указывают на то, что судьба ДТП из причин ненадлежащего технического состояния транспортных средств в нашей стране является крайне незначительной. Основными же причинами дорожно-транспортных происшествий в 2010 году были: нарушение правил маневрирования (39,5%), несоблюдение дистанции (20%), превышение скорости движения (17,3%), нарушение правил проезда перекрестков (6,7%), выезд на полосу встречного движения (3%), управление в нетрезвом состоянии (2,5%).
Неисправность транспортных средств обусловила менее 0,3% от всего количества дорожно-транспортных происшествий.
Указанное свидетельствует, что существующий механизм обязательного технического осмотра всех транспортных средств, который является чрезвычайно затратным и длительным для автовладельцев, не влияет на безопасность дорожного движения.
"Очевидно, что желание автовладельца удерживать транспортное средство в исправном состоянии с целью создания безопасных условий для собственной жизни и здоровья значительно большим стимулом, чем навязанная государством формальная процедура прохождения проверки", - убеждена Советник Президента.

К тому же, отметила она, действующим законодательством введен действительно эффективные механизмы предотвращения участия в дорожном движении неисправных транспортных средств, представляют риск для других участников дорожного движения.
В частности, запрещена эксплуатация транспортных средств в случае наличия технических неисправностей или несоответствия требованиям правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. В случае выявления таких транспортных средств инспектор Госавтоинспекции может запретить их дальнейшее движение.

Лукаш отметила, что Президентом Украины в данном законопроекте также предлагается уменьшить количество документов, которые требуются для управления транспортными средствами. По действующему закону любой водитель обязан иметь при себе удостоверение водителя, регистрационные и другие документы, подтверждающие право на управление транспортным средством, а также страховой полис гражданской ответственности.

На сегодня продолжают существовать также ряд устаревших и крайне обременительных регуляторных процедур в сфере автомобильных перевозок. К таковым следует отнести, например, требования об обязательном наличии у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности на управление транспортным средством.
"Целесообразность такого требования сомнительна. Такие требования становятся бременем для граждан Украины и субъектов хозяйствования, использующих транспортные средства. Развитые государства давно отказались от их применения ", - подчеркнула Е. Лукаш.
Изменениями в Закон Украины "О дорожном движении" предлагается установить, что для управления транспортным средством водителю теперь будет необходимо иметь: удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, а также страховой полис гражданской ответственности.
Кроме того, отменяется существующий на сегодня обязанность водителя иметь при себе нотариально заверенную доверенность на право управления автомобилем и дорожной (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз.
Это означает, что для управления автомобилем достаточно иметь обычное водительское удостоверение, регистрационный документ на эту машину и страховой полис. Даже если автомобиль и не принадлежит водителю на праве собственности, для управления им достаточно иметь регистрационный документ на эту машину. Такие новации позволят, во-первых, упростить порядок допуска к управлению транспортными средствами, во-вторых, устранят необходимость осуществления дополнительных затрат на приобретение бланков и оформление доверенностей, и в-третьих, обеспечат надлежащую реализацию конституционного права граждан на распоряжение своей собственностью.

Елена Лукаш отметила, что новации в связи с введением обязательного технического контроля транспортных средств также касаются изменений в законодательстве по вопросам страхования. Она сообщила, что Глава государства предложил дополнить Законы Украины "О страховании" и "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" следующими положениями:
договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств заключаются только при условии прохождения указанными транспортными средствами обязательного технического контроля; срок, такого договора не может превышать срока очередного прохождения транспортным средством обязательного технического контроля; страховщики обязаны предоставлять госавтоинспекции информацию о заключении таких договоров.
Это позволит обеспечить соблюдение владельцами транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю, обязанности прохождения такого контроля.

Как отметила Е. Лукаш, в последнее время также распространилась практика необоснованных проверок работниками подразделений Госавтоинспекции транспортных средств физических и юридических лиц. Такие действия нарушают права и свободы граждан. Причина этого заключается в отсутствии на уровне закона четко и конкретно определенных оснований для приостановления работником милиции транспортного средства.
"Изменениями в Закон Украины" О милиции "Глава государства предлагает установить такой исчерпывающий перечень. Кроме того, работник подразделения милиции должен будет сообщить водителю о причине остановки транспортного средства и суть совершенного им правонарушения. Проектом также ограничиваются случаи проведения проверки сотрудниками Госавтоинспекции наличия договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
Такое право работники ГАИ будут иметь лишь при: составлении протоколов о нарушениях правил дорожного движения или оформлении материалов дорожно-транспортных происшествий.
Такие новации позволят уменьшить количество необоснованных остановок и проверок транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции, способствовать повышению уровня правовой культуры в общении между правоохранителями и водителями ", - сказала Е. Лукаш.

Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Эти изменения предусматривают отмену административной ответственности водителя за: не передачи для проверки документов на право управления транспортными средствами - такие документы достаточно будет просто предъявить для проверки, управление водителями транспортными средствами без талона о прохождении государственного технического осмотра - такой талон вообще отменяется, а потому и ответственности за его отсутствие быть не может.

Вместе с тем, предлагается установить административную ответственность: за несвоевременное прохождение технического контроля водителями транспортных средств, подлежащих обязательному контролю (штраф от 340 грн до 425 грн.) За выдачу документа о технической исправности транспортного средства, которое подлежит обязательному техническому контролю, без проведения проверки его технического состояния (штраф от 1 700 грн до 2 040 грн.) за заключение договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю, и выдачу специального знака государственного образца без соответствующего документа о технической исправности транспортного средства (штраф от 1 700 грн до 2 040 грн.)

| | | | - | | | | | |