.
Фонд содействия молодежному жилищному строительству не имеет отношения к льготному молодежному кредитованию.

Фонд содействия молодежному жилищному строительству не имеет отношения к льготному молодежному кредитованию.

mlp / 12.04.2011

Программу обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы, инициированную государством и направленную на улучшение жилищных условий для молодых семей, можно считать окончательно сорванной по вине государства - такой вывод сделала Коллегия Счетной палаты по результатам аудита эффективности выполнения государственных программ по обеспечению молодежи жильем.
Благодаря работе Фонда содействия молодежному жилищному строительству на протяжении 2002-2010 годов новоселье ежегодно производили лишь 2,8% молодых семей, которые были на квартирном учете.

За девять лет Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы недофинансирована из госбюджета более 790 млн. грн., объемы введенного в эксплуатацию жилья составляли лишь 12% от запланированных, в результате чего 3 тыс. молодых семей не получили жилья.

Особенно безнадежное положение молодежи в сельской местности, где жилье получили лишь две семьи, а также научно-педагогических и педагогических работников. Счастливый билет на льготное кредитование за этот период получили лишь 132 человека, или 0,5%. Не создано условий для развития молодежных жилых комплексов и социотехнополисов.

Вследствие неудовлетворительного управления средствами и ресурсами со стороны фонда и его наблюдательного совета инвестирование 140 млн. грн. кредитных ресурсов в строительство, степень готовности которого был фактически «с нуля», привело к «замораживанию» объектов и образованию незавершенного строительства.

Через значительные объемы не завершенного на начало 2011 года строительства, в которое вложено кредитные и собственные средства молодежи в сумме свыше 227 млн. грн., не смогли своевременно получить жилье или вернуть средства 1080 молодых семей.

В 2009 году было прекращено заключение договоров на частичную компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков, зато осуществлялось только погашение обязательств по ранее заключенным договорам. Полное погашение обязательств, а это 570 млн. гривен, пройдет по меньшей мере в 2020 году.

Кроме того, фонд ни разу не проводил предусмотренной его уставом экспертизы ценообразования молодежного строительства для определения целесообразности заключения договоров на строительство. Как следствие, стоимость строительства, что инвестируется за счет кредитов, предоставленных молодым семьям из бюджета, превышает опосредованную стоимость почти в 1,5 раза.

При отсутствии надлежащего контроля со стороны Кабинета Министров Украины как основателя фонда, в результате формальной работы наблюдательного совета, фонд из государственного специализированного финансового учреждения превращается в коммерческое ипотечное учреждение с развитой инфраструктурой и возможностями привлечения бюджетных средств.

Статус фонда не идентифицируется в действующем нормативно-правовом поле и остается неопределенным. Благодаря этому фонд избегает уплаты налогов, установленных для самоокупающихся учреждений, и отнесения на результаты своей деятельности убытков, вызванных неэффективными управленческими решениями по инвестированию кредитных ресурсов, перекладывая потери от их невозврата и обесценения на госбюджет.

«Постепенно этот фонд с уставным капиталом, который формирует Правительство, дрейфует в сторону чисто коммерческого фонда, который не имеет к льготному молодежному кредитованию никакого отношения, а только потребляет государственные деньги. Кабинету министров необходимо рассмотреть целесообразность существования такого фонда», - отметил на Коллегии Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

Аудитом установлено, что в 2009-2010 годах Минсемьямолодежспорт, МОН, Минрегионстрой и Фонд содействия молодежному жилищному строительству использовали с бюджетными правонарушениями 190,1 млн. гривен.

Как отметила Коллегия Счетной палаты, решение жилищной проблемы молодежи, на что направлены утвержденные Правительством государственные программы, и на сегодня остается мечтой.

Неспособность государства помочь молодежи решить жилищную проблему снижает уровень доверия к эффективности государственного управления, создает социальную напряженность в обществе, в частности среди молодежи и является одной из причин низкой рождаемости в Украине.

Счетной палатой предложено Кабинету Министров Украины в ближайшее время рассмотреть информацию о результатах аудита на заседании Правительства для принятия необходимых мер.

По материалам пресс-службы Счетной палаты Украины.

| | | | - | | | | | |