.
Почему строительство магазинов преобладает над строительством жилья?

Почему строительство магазинов преобладает над строительством жилья?

mlp / 22.02.2011

Во времена, когда в нашей стране все планировалось, как-то больше нажимали на жилье, существует даже рекорд по введению в эксплуатацию жилищного фонда: 11,5 миллиона квадратных метров.
Сегодня жилья строится из года в год все меньше, но это вопрос для отдельного обсуждения, а вот магазины…

Не так давно в стране развернулось бурное строительство торговых объектов. Строились супермаркеты, торговые центры, уж помолчим о пресловутых МАФах (малых архитектурных формах), оккупировавших наши города, городишки и села.
Страна, потеряв в качестве производственных мощностей конвейеры, цеха и шахты, принялась осваивать новые способы зарабатывать себе на пропитание: строить опять-таки «производственные мощности» в виде торговых площадей.
Чем дальше, кстати, тем они краше выглядят. И чем дальше, тем больше их строится. И они уже не занимают цеха бывших заводов и фабрик, они строятся по отдельным, специальным, порой роскошным авторским архитектурным проектам.

Жилья, однако, строится все меньше. И не надо верить в обнародованные Госкомстатом 10,5 миллионов «квадратов» жилья за 2010 год. Это, мягко говоря, неправда, хотя бы потому, что сюда включили все жилые объекты, построенные гражданами самостоятельно, а затем, с помощью специального закона добавленные в «общую отчетность». А вот торговые площади…

По данным проектно-информационной системы BAU-data, с помощью которой осуществляется мониторинг строительного рынка страны, в 2010 году в Украине строилось и планировалось 2426 объекта, относящихся к сегменту «жилищное строительство».
За этот же период в сегменте «Торгово-развлекательные объекты» зафиксировано 3002 объекта. В начавшемся году, кстати, соотношение не изменилось. В январе таких объектов было зафиксировано 261, что, конечно, меньше, чем в среднем за месяц прошлого года, но все-таки больше, чем в летние месяцы того же прошлого года.

А вот про жилье даже говорить стыдно. Мягко говоря, жилстрой в январе просто засиделся на старте. Ведь за этот месяц, по данным все той же проектно-информационной системы BAU-data, во всей стране, как сообщал «Багнет», строилось и было начато строительство только 255 жилищных объектов...

Так что же происходит со строительством торговых центров и магазинов? Зачем их столько, Господи? А вот зачем.

Согласно данным компании «Colliers International Украина», общая площадь торговых и торгово-развлекательных центров в Киеве, к примеру, составляет около 500 тыс.кв.м, т.е. в среднем 125 квадратных метров на 1000 человек. Но если учесть, что численность населения в Киеве уже давно достигла 4 миллионов человек, что вдвое больше официальных данных, то и показатель обеспеченности торговыми площадями вдвое больше вышеприведенного. Но даже если так подсчитывать, все равно это немного по сравнению с мировыми показателями.

В Варшаве, к примеру, площадь торговых и торгово-развлекательных центров составляет 740 тыс. кв. м, в Праге – 650 тыс. кв. м, а в Москве – 603 тыс. кв. м.
Для пущей убедительности: в Одессе площадь торговых центров – 230 тыс. кв. м, во Львове – 104 тыс. кв. м, в Николаеве – 100 тыс. кв. м, в Запорожье – 70 тыс. кв. м.
Так что застройщикам, генподрядчикам, ждущим заказов, есть смысл пока подержаться на украинском рынке, поскольку работы здесь – непочатый край.

И все-таки: почему именно торговые центры с таким постоянным упорством возводятся в стране? Почему не сборочные цеха какого-нибудь «Панасоника» или «Тойоты»?

Ответов на этот простой вопрос можно найти много, но главный из них – коммерческая выгода. Плюс быстрая переориентация страны из индустриальной в аграрно-торгово-транзитную. Коммерческая выгода для застройщиков заключается в быстрой окупаемости строительных затрат, а для управляющей компании – стабильная доходность объекта.
Потому что ни войны, ни революции, ни реформы не могут победить чувство голода. А утолить его можно, конечно, и с помощью «ящичных» торговых технологий, как это происходило в начале 90-х годов по всем странам, но все-таки лучше всего – через магазин, торговый центр. Удобнее. Гигиеничнее.

В мировой практике давно существуют градация торговых объектов, где все форматы соответствуют определенным критериям, и одним из них является зона влияния торгового центра: микрорайонные, районные, окружные, региональные.
Есть даже суперрегиональные, но не о них разговор. А о том, что сегодня оригинальный проект торгово-развлекательного центра может стать настоящим украшением, «визитной карточкой» как городского района, так и небольшого поселка. И может стать как раз тем, что когда-то называлось «культурным центром» населенного пункта или городского района.
Кстати, в Украине в тех регионах, где мало строится жилья, мало строится всего. И торгово-развлекательных центров тоже.

По материалам BAU-data

| | | | - | | | | | |