.
Приватизация портов Украины – путь к интенсификации.

Приватизация портов Украины – путь к интенсификации.

mlp / 14.09.2006

Постоянный представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым Геннадий Москаль провел рабочее совещание по вопросам деятельности морских портов, находящихся на территории автономии.

По итогам совещания результаты работы торговых портов Крыма были названы «мизерными и плачевными». В частности, за январь-август 2006 года грузооборот морских портов полуострова составил 65,5% от показателя за аналогичный период прошлого года. По мнению представителя Президента в АРК, из-за неэффективной работы портов бюджет республики теряет значительные поступления, вследствие чего в недалеком будущем порты могут вообще перестать работать.

Грузооборот морских портов Украины составляет 109 млн. 40,2 тыс. тонн. Для сравнения, грузооборот только порта Новороссийска (Российская Федерация) составляет 113 млн. 43,3 тыс. тонн, а порт Констанца (крупнейший морской порт Румынии - ред.) обработал за это время 60 млн. 632,4 тыс. тонн. "Следовательно, в сравнении с Украиной, один румынский порт выполняет 60% всего грузооборота нашего государства", - подчеркнули в представительстве, добавив, что в течение последних лет наблюдается тенденция к уменьшению объема транзита и уменьшению его доли в общем грузообороте портов Крыма, а соответственно и Украины.

Доставка железной дорогой одной тонны зерна из Полтавы в Севастополь или Одессу стоит $20,4, при этом доставка 1 тонны груза из Севастополя (Одессы) в порт США - $34.
Важное значение имеет стоимость судозахода в украинские порты. В частности, стоимость захода для судов "Рапатах"-класса в порт Николаева равна $116 тыс., Одессы - $80 тыс., Севастополя - $72 тыс., тогда как в Констанце - $61 тыс. При этом глубины причалов и нормы нагрузки в Констанце значительно больше, чем в украинских портах, в связи с чем "собственники суден и отдают преимущество порту Констанца".

Порты имеют проблемы: сложность возмещения НДС, слабая техническая оснащенность, что приводит к низким нормам нагрузки и повышению ставок фрахта, отсутствие стабильной загрузки, потому что порты не закреплены за основными грузовладельцами.

Немаловажным фактором является и то, что крымские порты вынуждены работать в условиях эксклюзивного партнерства, поэтому, считают в представительстве главы государства, приватизация крымских портов является первоочередной задачей их интенсивного развития. "Не следует бояться слова "приватизация". Коммерческая деятельность портов должна быть частной, в то время как портонадзорные функции и функции организации безопасности мореплавания должны оставаться за государственными структурами. В России приватизация портов уже проведена. По результатам 2005 года в России общий объем портовой перевалки вырос более чем на 10%, в то время как на Украине состоялось падение объемов", - добавили в представительстве.

Источник: ЛигаБизнесИнформ.

| | | | - | | | | | |