Из средств, выделяемых на питание в школах и детских садах Николаева, по назначению тратится лишь половина.

Сейчас формируется бюджет на 2022 год и управление образования на площадке госзакупок Prozorro объявило новый тендер на организацию питания в школах и дошкольных учреждениях Николаева. Сумма, которую в Николаеве собираются потратить на питание детей в следующем году, составляет 153 млн 624 тыс. 445 грн 80 коп. Это больше той суммы, которая была проведена через открытые торги на питание в нынешнем году — 120,5 млн грн. Но все те данные, которые есть у депутатов городского совета и которые обнародовал проведенный недавно аудит бюджета города Государственной аудиторской службой, говорят о том, что она недостаточна для того, чтобы выполнить все нормы по калорийности питания и соблюдению натуральных норм продуктов, которые ребенок должен употребить.

Об этом в интервью «Новостям-N» заявил депутат городского совета, член постоянной депутатской комиссии по вопросам охраны здоровья, социальной защиты населения, образования, культуры, туризма, молодежи и спорта Руслан Москаленко.

- В нынешнем году калькуляция на услугу составлена таким образом, что только 60% выделенных средств идут непосредственно на продукты питания. 40% — это производственные и административные расходы оператора рынка — победителя тендера. То есть из каждой гривны, которая выделяется на детское питание, 60 копеек идут непосредственно на продукты, а 40 копеек списываются на другие нужды — заработная плата, энергоносители, транспортные расходы и еще неизвестно что, - сказал депутат.

Но в следующем году и это соотношение может измениться.

- Управлением образования 29 октября объявлен тендер на 2022 год и в его условиях заложена уже другая норма. Ссылаясь на распоряжение Николаевской облгосадминистрации № 155-р от 2009 года об утверждении предельной стоимости торговых надбавок (наценок) на продукцию общественного питания, которая реализуется в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, в условия тендера заложили предельную норму наценки в 50%. Так что можно прогнозировать, что в этом году уже будет соотношение не 60/40, а 50/50. То есть из каждой гривны, выделенной на питание, только 50 копеек будет тратиться на продукты питания, а 50 копеек — на производственные затраты поставщика услуги, - отметил Руслан Москаленко.

Он сослался на Постановление Кабинета Министров № 305, изданное в марте 2021 года, которое утверждает порядок организации питания в учреждениях образования. Там есть пункт 8, который говорит, что с целью уменьшения стоимости порции рекомендуется минимизировать размер установленных в соответствии с законодательством граничных торговых надбавок (наценок) на готовые продукты, которые реализуются в учреждениях образования. То есть даже Кабмин указывает местным властям, что основная часть должна тратиться на продукты, а не на сопутствующие услуги. «Но в кабинетах чиновников свое видение».

- Понятно, что всегда существуют риски рентабельности этого бизнеса. Возможно, для каких-то представителей бизнеса участие в тендере на питание в школах города Николаева вообще окажется неинтересным, поскольку несет в себе мало прибыли. Но мы все-таки говорим о питании детей. На сегодняшний день в нынешних реалиях эту услугу в городе Николаеве предоставляет КОП — коммунальное предприятие. А это, извините, не бизнес. Предприятие создавалось в первую очередь для оказания услуги, выполнения социальной функции, а не для зарабатывания денег, - считает Руслан Москаленко.

Еще один немаловажный нюанс заключается в том, что не все деньги, выделяемые на организацию питания в школах и детских садах, КОП расходует самостоятельно. Он привлекает ряд других организаций, что влечет дополнительные расходы.

- У КОПа действительно много проблем. Как один из примеров, организация транспортировки продуктов питания 122 учебным учреждениям, находящимся сейчас на их обслуживании. Есть продукты более длительного хранения — например, крупы, овощи. Хотя периодически мы видим и гнилую морковку, и гнилую свеклу. Есть проблемы с тем, как привозить продукты, особенно если речь идет о мясе, молоке. Понятно, что их нужно несколько раз в неделю доставлять в учебные учреждения, где они какое-то время могут храниться с использованием холодильного оборудования.

Что у нас делает КОП? Проводя уже свои торги с поставщиками конкретных типов продуктов питания — с кем-то на молочную продукцию, с кем-то на мясо, с кем-то на какие-то другие товары — стоимость и организация доставки КОПом возлагается как раз на поставщика. К примеру, закупают мясо. И КОП прописывает в договоре, что поставщик должен столько-то раз в неделю по этим 122 учебным учреждениям это мясо развезти конкретно на пищеблок. Ну, вот скажите: поставщик питания стоимость этой дополнительной логистической услуги берет на себя или закладывает в стоимость продуктов? Конечно, закладывает. Вот и получается, что в стоимость все того же мяса поставщик закладывает еще и транспортные услуги. И формально баланс 60/40 уже нарушен.

Кроме того, условно верим, что между поставщиками услуг и оператором рынка все нормально хотя бы с точки зрения соблюдения антикоррупционного законодательства. Но мы же помним так называемый «маргариновый скандал» – когда по документам вроде бы все нормально, а потом выясняется, что детям давали не сливочное масло, а вообще непонятно что, - провел параллели Руслан Москаленко.

Напомним, что в этом же интервью депутат выступил за право школ и детских садов готовить для детей самостоятельно.

После того, как исполком Николаевского горсовета ввел оплату для родителей в размере 50% за питание учащихся 1-4 классов, количество детей, питающихся в школах, снизилось более чем в два раза.

Источник: Новости-N