За год пандемии жизненный уклад украинцев сильно изменился. Они стали больше покупать в интернете, интересоваться альтернативным транспортом – велосипедами и приобретать больше гаджетов для обустройства быта.
Об этом и других тенденциях UBR.ua рассказал директор департамента клиентского сервиса OLX в Украине и Центральной Азии Игорь Сыроватко.
Как пандемия повлияла на бизнес в Украине, на спрос и предложение?
Из-за пандемии появилось немало предпринимателей, которым из-за закрытия рынков, магазинов и торговых центров пришлось заниматься торговлей в интернете.
Также и среди покупателей, кто раньше не пользовался онлайн-шопингом, это стало обычным делом.
По сути, такой глобальный "бум" произошел всего за два месяца весны 2020 года. В прошлом году из-за нестабильной работы офлайн-магазинов популярные категории на OLX показали следующую динамику количества заказов:
- Мужская одежда +123%;
- Мужская обувь +94%;
- Электроника: комплектующие и аксессуары +74%;
- Смартфоны +63%.
В пять самых популярных категорий в 2020 году попали также детские игрушки, которые потеснили аксессуары для мобильных телефонов.
Появились и новые тенденции в спросе, связанные с пандемией. Люди стали больше обращать внимание на альтернативные средства передвижения.
Например, в марте 2020 популярность велосипедов на OLX выросла на 70%, а в феврале-марте этого года – велосипеды искали более 1,9 млн раз. Этот транспорт остается самым популярным среди пользователей.
Кроме того, из-за значительного распространения удаленной работы, украинцы стали все больше интересоваться техникой для дома – в 2020 году заказов таких девайсов стало больше на 93% по сравнению с предыдущим.
Ограничение офлайн-торговли также спровоцировало "бум" на услуги доставки, особенно в столице и крупнейших городах Украины. В течение прошлого года количество заказов на нашей платформе с услугой OLX Доставка выросло на 87,7% – до 2,7 млн сделок (против 1,4 млн в 2019 году).
Жители Киева, к примеру, больше всего пытались минимизировать свои социальные контакты – за год было сделано более 120 тыс. заказов с сайта в черте города. Похожие показатели мы зафиксировали на доставки из столицы в Днепр, Одессу и Харьков – 26-33 тыс. заказов. А вот средний чек в самых популярных категориях товаров остался неизменным – 1240 грн.
При этом в пик ограничений марта-апреля 2021 года мы зафиксировали 414 тыс. успешных доставок с "Укрпочтой". В этот период по частоте заказов детские товары занимали первое место, далее была одежда и электроника.
Участились ли случаи мошенничества в связи с ростом популярности онлайн-шопинга? Как OLX с этим борется?
Такие случаи участились с 2019 года во всем мире. Киберпреступники вместо попыток взлома сайтов стали массово создавать их подделки – фишинговые странички для кражи платежных данных доверчивых пользователей.
Пик мошеннических действий пришелся на конец 2020 года, когда покупатели массово заказывали товары накануне новогодних праздников и январского локдауна.
Технически, OLX – защищенная платформа с международным опытом противодействия киберугрозам: платежные данные пользователей не хранятся на платформе. А имена, номера телефонов и адреса электронной почты пользователей зашифрованы в соответствии с международными требованиями.
Объявления попадают на платформу после автоматической модерации. А модели искусственного интеллекта ежедневно анализирует около 15 тыс. подозрительных аккаунтов и блокируют те, которые определяют, как подозрительные.
Однако практически во всех случаях жертвы отдают свои платежные данные самостоятельно.
Поэтому четыре месяца назад мы запустили образовательный сайт Онлайн[за]хист, который обучает украинцев навыкам киберграмонтости: не разглашать свои платежные данные, не переходить в сторонние мессенджеры, не открывать ссылки от малознакомых людей и т.д.
Как изменились позиции украинского бизнеса за карантинный год?
Здесь важно уточнить, о каком именно бизнесе идет речь. Нацбанк, к примеру, в начале 2021-го заявил, что бизнес начал год с пессимистических настроений.
В то же время OLX провел опрос более 3 тыс. предпринимателей малого и среднего бизнеса, представленных в онлайне. Из них большая часть (57%) планировали завершить 2021 год с существенной прибылью.
Согласно опросу, каждый восьмой онлайн-предприниматель в Украине увеличил объемы товаров и стал больше тратить на рекламу. А каждый десятый – расширил каналы продаж (например, в дополнение к сайту открыл магазин на онлайн-площадке) или добавил дополнительные услуги, такие как доставку.
Сферы с быстрым оборотом средств – в частности, розничная торговля – остаются основным драйвером в восстановлении экономической активности.
Онлайн-предпринимателям удалось быстро адаптироваться к новым реалиям, поэтому в 2021 году мы также ожидаем значительный рост интернет-торговли в Украине.
Что думают предприниматели об ограничениях?
Согласно нашему опросу, проведенному в январе, только 13% предпринимателей считали большинство ограничений уместными. При этом самой распространенной претензией была "избирательность" контроля.
Спустя год после первого локдауна каждый пятый предприниматель стал гибко реагировать на изменения и не строить жестких планов. А каждый восьмой – стал закупать товар в больших объемах, чтобы обеспечить постоянную работу бизнеса.
Чем отличается ведение бизнеса в онлайне от офлайнового в Украине?
Первое и главное отличие: сейчас онлайн-бизнес намного более стабильный и предсказуемый, чем "традиционный".
В 2020 году появилось немало предпринимателей, которым фактически пришлось заниматься интернет-торговлей. Офлайн-точки то закрывались, то работали с существенными ограничениями. И это не только украинская тенденция, а общемировая.
Онлайн-шопинг достиг своей максимальной доли в мировом ритейле – 16,4%. По сути, такой взрывной рост произошел в течение двух месяцев весны 2020 года во всем мире.
Второе существенное отличие – низкий порог входа. Например, продвигать свой товар на нашей платформе можно начать с бюджетом в 300 грн, а оптимально – 3-5 тыс. грн в месяц. Это гораздо дешевле аренды и содержания практически любого физического магазина.
При этом каждый третий украинский покупатель тратит более тысячи гривен во время онлайн-шопинга. Благодаря этим факторам, только на OLX в 2020 году количество бизнес-клиентов выросло на 10% и превысило 32 тыс. магазинов.
Чем отличается ведение онлайн-бизнеса в Украине от зарубежного?
В Европе покупательская способность в несколько раз выше, чем в Украине. Одновременно намного жестче конкуренция с международными корпорациями с неограниченными финансовыми и техническими возможностями.
В странах Азии и Европы более сложное законодательство, что приводит к обязательной проверке предпринимателя по множеству документов. Чтобы начать торговать онлайн на европейских площадках, необходимо пройти гораздо более длительный процесс валидации.
На мой взгляд, Украина – одна из наиболее комфортных стран для ведения онлайн-бизнеса.
Например, 78% взрослого населения пользуется интернетом, тогда как в среднем по миру – 59%. Активных покупателей – почти 11 млн, и каждый четвертый совершает более двадцати покупок в год. Это огромная аудитория для любого бизнеса.
Также достаточно развита культура онлайн-платежей и сервисы доставки.
К примеру, при запуске услуги OLX Доставка у нас не было проблем, с которыми сталкивались зарубежные коллеги: отсутствие надежных и технологичных локальных служб доставки, необходимость подключать несколько сервисов, большие инвестиции для работы с проверенными мировыми партнерами.
В настоящее время около 90% сделок с ОLX Доставка проходят за пределами крупных городов, а среднее расстояние между покупателем и продавцом составляет более 300 км.
В Польше, к примеру, практически все онлайн-покупки отправляются по предоплате, и у клиентов нет возможности посмотреть/примерить товар перед оплатой. А в Казахстане электронику и бытовую технику покупатели берут в основном в кредит, как только такая потребность возникает.
Банки предоставляют удобные программы потребительского кредитования.
Какие Ваши прогнозы на 2021 год?
После замедления до -3,3%, согласно прогнозам Международного валютного фонда, мировая экономика в 2021 году покажет рост в 6%. В основном благодаря вакцинации и государственной поддержке предприятий развитых стран.
В Украине падение ВВП было тяжелее – до -4%. Сокращение инвестиций и основного капитала, по данным Нацбанка, наблюдалось практически во всех видах деятельности. Исключением стали почтовые и курьерские службы, которые показали существенный рост капитальных инвестиций вслед за развитием онлайн-торговли.
Карантинные ограничения в том или ином виде продолжатся, поэтому новая привычка украинцев покупать в онлайне электронику, одежду, обувь, заказывать медикаменты, продукты и еду будет только укрепляться.
Именно эти сферы, которые развились во время жестких ограничений, на мой взгляд, в 2021 году могут показать рост до 10%. В то время как общий прогноз для национальной экономики – около +4%.
Источник: UBR.ua