Почему жители новостроек переплачивают за коммуналку и что с этим делать.

Часто застройщики заставляют жителей новостроек переплачивать за коммунальные услуги. Адвокат Ю К «Riyako & Partners» Екатерина Анищенко рассказала «Минфину», как бороться с драконовскими тарифами и на что обращать внимание инвесторам.

Суть проблемы

Суммы, которые приходят за коммунальные услуги счастливым обладателям квартир в новостройках, часто в разы превышают обычные расценки для населения. Это может быть связано с двумя причинами.

1. Пока дом не введен в эксплуатацию, он считается строительной площадкой. Поэтому коммуналка рассчитывается не для частных потребителей, а для юрлица. После сдачи дома в эксплуатацию застройщик не перезаключает договоры с поставщиками коммунальных услуг. Поэтому владельцы квартир остаются на тарифах юрлица (которые значительно выше), а не физлица.

2. Застройщик навязывает свои управляющие компании, которые устанавливают драконовские тарифы.

В этой ситуации жители оказываются заложниками застройщика или управляющей компании. Чтобы перезаключить договоры с поставщиками коммунальных услуг, им нужна документация.

«Вместе с тем, заказчик обязан передать возведенный и подключенный к инженерным сетям жилой дом, который строился с привлечением средств физических и юридических лиц, объединению совладельцев или владельцу, или эксплуатирующей организации в течение 120 календарных дней с дня его принятия в эксплуатацию», — говорит Екатерина Анищенко.

Но как показывает практика, эти сроки не всегда соблюдаются.

Что делать покупателям квартир

1. Владельцам квадратных метров в многоквартирном доме необходимо создать ОСМД. Именно эта структура будет заниматься и вопросом заключения договоров со всеми поставщиками коммунальных услуг, и решением споров, касающихся дома.

2. На этапе заключения договора с застройщиком нужно изучить разрешительную документацию, где прописываются сроки окончания строительных работ и ввода в эксплуатацию. Также стоит присмотреться к техническим условиям на подключение коммуникаций (отдельно электричество, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (при наличии).

«В этих документах указаны схемы и точки подключения дома к коммуникациям, перечень работ, которые должны быть выполнены для этого, условия подачи и размеры выделяемых мощностей, меры по учету и хранению потребляемых ресурсов. Эти данные нужно сопоставить с информацией, которую озвучивает застройщик», — отмечает Екатерина Анищенко.

Тревожные признаки

Инвестора должно насторожить несоответствие техусловий и обещаний менеджеров застройщика. Когда, скажем, прописано, что дом будет подключен к централизованной системе отопления, а работники рассказывают об индивидуальном отоплении или отдельной домовой котельне.

Или, например, когда в документах говорится, что для подключения дома к электросети должна быть построена трансформаторная подстанция, а в проекте она не предусмотрена, либо предусмотрена, но не построена.

Еще один нежелательный пункт в договоре — обязательность ведения дел совладельцев исключительно управляющей компанией застройщика.

Отказ застройщика предоставить клиенту любой из указанных документов или выявленные в них них несоответствия должны стать тревожным звоночком для потенциального покупателя. И лучше трижды подумать, прежде чем инвестировать в такой объект.

Источник: Минфин