Главная / Газета "Инвестор" / Новости

Когда заработает новая инспекция градостроительства: интервью с главой ведомства Юрием Васильченко.

В рамка реформирования строительной отрасли в Украине весной этого года было принято решение ликвидировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию и создать вместо нее новые органы. Это Государственная инспекция градостроительства Украины и Государственная сервисная служба градостроительства Украины.

О том, какие именно изменения происходят сейчас в строительной отрасли и чего ждать дальше, в интервью СтройОбзору рассказал председатель Государственной инспекции градостроительства (Державної інспекції містобудування (ДІМ) – укр. – прим.) Юрий Васильченко.

Государственная инспекция градостроительства взяла на себя часть полномочий, которые ранее выполняла ГАСИ. Юрий Николаевич, расскажите, какие именно это полномочия? Как работа новой структуры отличается от того, чем занимались госинспекторы ГАСИ?

Ранее ГАСИ была монополистом. Она сосредоточила в себе все функции: занималась Госархстройконтролем, лицензированием, осуществляла надзор, регистрировала и выдавала разрешительные документы. То есть, орган имел все механизмы воздействия на застройщиков, ведь и выдавал разрешения, и контролировал ход строительства. Что, в свою очередь, порождало коррупционные риски. На это регулярно жаловались как общественность, так и бизнес.

Для нивелирования этих рисков Правительство и Президент инициировали реформу, которая предусматривает ликвидацию ГАСИ и создание двух новых органов, чьи функции будут четко разграничены: ДИМ и Держсервисбуд (Государственная сервисная служба градостроительства Украины - прим.). За ДИМом закрепляются функции контроля и надзора, а за Держсервисбудом - разрешительно-регистрационные.

Также ДИМ будет осуществлять надзор за деятельностью Держсервисбуду.

Кроме того, в проекте – создание еще одного центрального органа исполнительной власти - Государственного агентства по техническому регулированию в градостроительстве Украины. Планируется, что он будет заниматься разработкой государственных строительных норм. Вопросам создания этого органа сейчас занимается Минрегион.

Расскажите подробнее, каким будет ДИМ. Какова его структура?

В состав ДИМ будет входить центральный аппарат и восемь межрегиональных территориальных управлений: Западное с центром в Ровно, Юго-Западное - в Ивано-Франковске, Центрально-Западное - в Хмельницком, Центральное - в Киеве, Северо-Восточное - в Полтавае, Юго-восточное - в Кривом Роге, Южное - в Николаеве, восточное - в Харькове.

Кстати, сейчас тенденция перехода на формат межрегиональных территориальных органов приобретает все большее распространение. Межрегиональные терорганы есть в Минюсте, Государственной аудиторской службе, НАБУ, ГБР, Нацполиции и других. При этом, у каждого свои особенности деления. Наша система весьма похожа на ту, которая есть в Минюсте, в частности, по количеству территориальных органов, их названия, но есть различия в отношении центров их размещения и компоновки регионов.

Штат каждого тероргана будет составлять от 60 до 90 сотрудников.

Центры межрегиональных управлений размещаются таким образом, чтобы было удобно к ним добираться (в большинстве по центру компоновки регионов).

Какие функции будет выполнять центральный аппарат, а какие - территориальные?

Территориальные органы будут осуществлять исключительно контроль за объектами строительства. В тех населенных пунктах или территориальных общинах, где госархстройконтроля уже децентрализован, за ДИМом будет закреплена только надзорная функция. Кроме того, ДИМ будет следить и за своими терорганами.

Также предусмотрена функция надзора за решениями специально уполномоченных органов градостроительства и архитектуры, которые занимаются выдачей градостроительных условий и ограничений и строительных паспортов. Ну и как я уже говорил, за деятельностью Держсервисбуду.

Расскажите подробнее о работе территориальных органов. По какому принципу они будут работать? И как предоставлять услуги?

Терорганы ДИМа будут осуществлять госархстройконтроль за соблюдением субъектами градостроительства (а это заказчики, проектировщики, подрядчики и прочие) требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил при возведении зданий и других сооружений.

Если коротко, то терорганы будут проводить проверки соответствия выполнения подготовительных и строительных работ и использованных строительных материалов, соблюдение порядка обследования и паспортизации объектов, соблюдения требований законодательства в сфере градостроительства представителями отрасли. В случае выявления нарушений закона, будут выдаваться предписания и налагаться штрафные санкции.

А на каком этапе строительства застройщику придется встретиться с госинспектором?

Документы будут подаваться через Единую государственную электронную систему в сфере строительства. Или в бумажном виде через ЦНАП. Поэтому встречи с инспектором на этом этапе не происходят.

Когда строится объект, возможна встреча при осуществлении мер контроля. При этом замечу, что мы планируем отойти в будущем от плановых проверок, поскольку система годового планирования для проверок объектов строительства, которые строятся в большинстве до года, не является эффективной.

По сути, запланировать проверку необходимо за достаточно длительный срок до ее совершения (от 3 до 15 месяцев), а за это время строительство может вообще закончиться.

А как насчет внеплановых проверок?

Чаще всего внеплановые проверки проводятся по обоснованным обращениям физических или юридических лиц о нарушении. Отдельно обращаю внимание - проверка проводится только в отношении тех фактов, которые переведены в обращения. Например, если жалоба касается ограждения строительной площадки, то проверять инспектор может только вопросы, связанные с этой оградой. Если он будет проверять что-то другое, то это может быть расценено как превышение его полномочий.

Кроме того, есть еще одно основание для проверки - представление субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

В таком случае, проверка осуществляется, чтобы удостовериться, что объект строится в соответствии со всеми требованиями законодательства, и перед его принятием в эксплуатацию не возникнет неожиданных неприятных «сюрпризов», которые будет трудно или невозможно устранить. Такое заявление может, например, подавать заказчик, чтобы проверить качество работы подрядчика, проектанта и тому подобное.

Хочу еще отметить, если объект относится к классу последствий СС1, то застройщик может вообще никогда и не встретиться с инспектором, ведь и принятия в эксплуатацию будет происходить через уже упомянутую электронную систему. В том случае, если строительство относится к классу последствий СС2 или СС3, то обязательным является визит инспектора перед принятием объекта в эксплуатацию после получения документов о его готовности.

Наша цель - соблюдение всеми участниками отрасли норм законодательства, а не проведение непомерного количества проверок объектов строительства.

Новации планируют использовать в работе? Мы уже слышали о видеофиксации, а еще?

Сейчас мы планируем несколько направлений диджитализации ДИМа: уже упомянутая видеофиксация проведения проверок, использование системы виртуального рабочего места, электронного документооборота и защищенных систем телекоммуникационной связи.

Хотел бы отдельно подчеркнуть, что видеофиксация является необходимым шагом для снижения коррупционных рисков, избежать субъективизма при проведении проверок и наличии объективных доказательств справедливости наложенных штрафных санкций. Аналогичный положительный опыт использования видеофиксации в нашем государстве в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственной службе Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками и еще ряда органов.

К тому же, у нас есть идея оборудовать нагрудные видеорегистраторы госинспекторов специальными «тревожными кнопками» для вызова Нацполиции в случае угрозы жизни и здоровью работников ДИМа.

Кроме того, для оптимизации коммуникации между ведомством и его терорганами мы планируем внедрение систем телекоммуникационной связи. Это позволит оперативно решать все вопросы, которые возникают в территориальных органах без проведения совещаний в Киеве.

Виртуальные рабочие места, в свою очередь, помогут защитить служебную информацию, предотвратить ее похищения, и параллельно - упростят обмен корреспонденции и помогут облегчить работу специалистов.

Один из самых наболевших вопросов - о коррупции. Какие меры планируете принимать?

Существует два варианта коррупционных рисков: подкуп (с целью ускорения процедур, игнорирование нарушений и т.д.) и прямое вымогательство неправомерной выгоды.

Разграничение контрольных, надзорных и разрешительных функций призвано минимизировать коррупционные риски, связанные с ускорением процедур и игнорированием нарушений. Инспектор, который выдал разрешительные документы на ведение строительства, уже не будет привлечен к проведению проверок, общение с застройщиком закончилось при получении вышеуказанных бумаг. Проводить проверки будут специалисты другого органа, будут объективно оценивать ход работ и их соответствие законодательству.

К тому же, многие разрешительные функции будут проходить через Единую государственную электронную систему в сфере строительства. И уже сейчас застройщик напрямую не контактирует с государственным служащим. Сейчас все документы подаются исключительно через ЦНАП.

Кроме того, в ДИМ будет увеличено количество специалистов, которые будут заниматься вопросами предотвращения коррупции и сотрудничать с правоохранительными органами в этом направлении. Всего их будет 9 на 660 сотрудников есть по одному антикоррупционер в каждом тероргане, плюс центральный аппарат. Хочу отметить, что это почти в 20 раз больше, чем в ГАСКе. Там был 1 на 1017 сотрудников.

Также предусмотрено, что решение госинспекторов будут также проверяться, верифицироваться. В случае неправомерности действий к ним будут приняты соответствующие меры.

К тому же, я планирую периодически проводить в территориальных управлением встречи, круглые столы и с государственными инспекторами, и с субъектами отрасли с целью получения обратной связи по текущим вопросам работы, включая получение жалоб на неправомерные действия работников ДИМ всех уровней.

Сначала хочу предупредить: даже не пытайтесь нести взятки в ДИМ. Следующая встреча с таким «инициативным» застройщиком или его «посланником» будет проходить уже в присутствии прокурора как руководитель ДИМ я подчеркиваю, что если принесут взятку, то мы сразу сообщим в соответствующие правоохранительные органы, которые будут принимать меры в отношении тех лиц. К тому же, хочу напомнить, что в соответствии с законодательством, предусматривается наказание не только для того, кто берет взятку, но и для того, кто его дает.

Есть предложение ввести уголовную ответственность за нарушение законодательства в сфере строительства. Это говорит о том, что ситуация на сегодня настолько запущена?

Ситуация пока непростая, ведь нынешняя система санкций и административной ответственности никоим образом не стимулирует застройщиков соблюдать все требования законодательства - мы наблюдаем большое количество самостроев, брошенных строек, обманутых инвесторов. Это, уже не говоря, о многочисленных нарушениях, которые фиксируются на объектах строительства и неустранимы в соответствии с требованиями предписаний.

И получается, что заплатить небольшой штраф — это проще, чем устранить нарушения.

Именно поэтому и появилась идея ввести уголовную ответственность за серьезные нарушения - «строительный терроризм», как я его называю. Здесь речь идет не просто о нарушении сроков подачи документов или неустановления информационного щита на объекте строительства. Имеются в виду именно грубые нарушения законодательства - строительство без наличия разрешительных документов (самострои), отклонения от проекта и технологии, может в будущем стать причиной аварии и тому подобное. И именно за такие действия у нас нет серьезной ответственности. Максимально, что может произойти - наложиться штраф. А как быть с изувеченной территории, оставленным недостроем? Это все создает опасность для граждан, которые живут там или просто проходят рядом - кто дает гарантию, что сооружение не рухнет кому-то на голову?

Параллельно с этим рассматривается вопрос повышения уже существующих штрафов за нарушение законодательства. Ведь сегодня штрафы для застройщиков, к сожалению, не становятся фактором, мотивирует соблюдать закон.

Некоторые застройщики заявляли, что государственные инспекторы, которые приходили на проверку, не имели надлежащего уровня квалификации. Планируются механизмы нивелирования этого риска в ДИМ?

Да, действительно, это важный вопрос и нормальное опасения застройщиков, что человек, который придет проверять от нового органа, может не иметь соответствующего уровня опыта работы и профессионализма.

Во избежание таких ситуаций и привлечения только действительно специалистов к работе, планируется введение обязательной сертификации для специалистов ДИМ, Держсервисбуду и прорабов. Причем, предполагается, что последних будет сертифицировать Держсервисбуд. А государственных служащих - специалистов ДИМ и Держсервисбуду - Минрегион.

Также для специалистов государственных органов будут периодически проводиться учебные мероприятия для повышения квалификации - лекции, семинары и т.д., с привлечением представителей научного сообщества, разработчиков государственных строительных норм и тому подобное.

Какая сейчас самая большая проблема в порядке надзора и контроля за строительством?

Здесь, я бы хотел выделить несколько из наиболее важных проблем.

Во-первых, это так называемые «пробелы» в отечественном законодательстве, которые позволяют недобросовестным участникам отрасли некачественно делать свою работу, обманывать инвесторов. Сейчас ДИМ привлечен к разработке ряда нормативно-правовых актов, которые, я надеюсь, будут приняты в ближайшем будущем.

Во-вторых, это недостаток информации о системе государственного архитектурно у выпускников строительных специальностей всех уровней аккредитации. Как по мне, студентам профильных ВУЗов и колледжей стоило бы ввести изучение предмета «Градостроительный контроль и надзор», где бы они узнавали о принципах, методах осуществления государственного контроля и надзора, свои права во время проверки. Я считаю, что такие знания стали бы полезными для всех строительных профессий, и в будущем способствовали и снижению коррупционных рисков (недобросовестный инспектор не сможет оказывать на гражданина, который четко знает свои права и понимает, как их отстаивать). ДИМ в свою очередь готов всесторонне поддерживать и помогать учебным заведениям разрабатывать такой учебный курс.

А как по страхованию рисков в строительстве. Оно будет эффективным в нашей стране?

Я считаю, что да. В Европейских странах этот механизм достаточно эффективен.

Если он работает там, то почему не может работать у нас?

Ведь система страхования имеет целью уменьшения рисков возникновения ситуаций с обманом инвесторов, во избежание затягивания сроков сдачи строительных объектов и тому подобное. Это должно стабилизировать строительную сферу, и в свою очередь позволит вывести отрасль на новый уровень развития, привлечь иностранные инвестиции и обеспечить граждан качественными зданиями и сооружениями.

Какую самую главную цель вы видите перед ДИМ?

Все просто: главной целью создания и функционирования ДИМ является обеспечение граждан Украины через действенный контроль и надзор качественными, безопасными и комфортными объектами строительства.

У нас немало амбициозных планов, которые мы стремимся воплотить и уже воплощаем в жизнь. Работы много, я искренне верю, что нам все удастся.

Когда ДИМ заработает полноценно?

Работаем над скорейшим запуском Государственной инспекции градостроительства. Сейчас проводим собеседования в рамках отбора на должности руководителей всех 8 территориальных органов ДИМа.

Что касается объектов строительства, то они и сейчас принимаются в эксплуатацию. Сейчас этим вопросом занимается ГАСИ и 101 децентрализованный орган госархстройконтроля. Когда заработает Держсервисбуд, он будет заниматься разрешительно-регистрационными функциями, вместо ГАСИ.

Источник: СтройОбзор