Главная / Газета "Инвестор" / Новости

Хлынут ли в Украину китайские туристы?

Из-за коронавируса туристическая отрасль переживает сложные времена. «Зеленая» команда решила отбить финансовые потери не только за счет внутреннего туриста, но и пригласив гостей из Китая.

28 июля президент Владимир Зеленский подписал указ "О временном введении безвизового режима для граждан Китайской Народной Республики, въезжающих в Украину с туристической целью". Как сообщает Офис главы государства, указ подписан для развития дружеских отношений между Украиной и КНР, а также активизации туризма. Безвиз для китайских туристов вводится на период с 1 августа по 31 января 2021 года. Гости из Китая могут пребывать в Украине не больше 30 дней в течение 180 дней.

Получится ли у властей привлечь китайских граждан в Украину и сделать поток туристов непрерывным? С какими трудностями предстоит столкнуться правительству на пути создания из страны «туристического магнитика» для китайских граждан.

Китайский туризм в мире

Современный Китай развивает туризм быстрее всех в мире. В 2019 году страна заняла первое место по объему внутреннего и выездного туризма, а также по расходам туристов за рубежом. Китайский средний класс готов познавать красоты мира и, что самое главное, имеет для этого деньги и готов их тратить.

В 2018 году почти 150 миллионов китайских туристов отправились в путешествия в разные страны мира. Сегодня уже сложно представить улицы популярных европейских и американских городов без организованных групп китайских гостей с фотокамерами наперевес. В докоронавирусные времена большинство экспертов в сфере туризма соглашались с тем, что к 2021 году по миру будут путешествовать уже 200 миллионов китайцев. Пандемия внесла свои коррективы в такие планы, но уже в мае китайское правительство предрекло победу над коронавирусом, и граждане КНР снова начали паковать чемоданы и отправляться в путешествия.

Китайцы являются желанными гостями во всех странах мира, так как не только выезжают за границу в огромном количестве, но и тратят в путешествиях больше всех. По оценкам «Мира без границ», китайские туристы оставляют в стране пребывания в среднем $400-500 на человека за поездку без учета оплаты путевки — этот показатель примерно в пять раз выше, нежели у британцев. Государственное управление иностранной валюты КНР отчиталось, что только за первую половину 2019 года расходы Китая на туризм за границей составили $127,5 млрд. Это больше половины всех туристических расходов в Азии.

Среди китайцев очень востребован шопинг-туризм. Сейчас в стране наблюдается бум потребления, однако в КНР очень высокие налоги на роскошь, поэтому многие товары выгоднее покупать в заграничных поездках — в некоторых случаях разница в ценах может достигать 70%. Поэтому китайские туристы с удовольствием покупают во время отпуска косметику, одежду, обувь, ювелирные украшения — и все не в одном экземпляре, ведь надо еще подарков родственникам привезти.

В Китае крайне популярны групповые туры. Индивидуальные путешественники тоже отправляются исследовать мир, однако цены на «пакеты» значительно ниже и дают возможность среднестатистическому китайцу заметно сэкономить. Самые популярные направления для китайских туристов — Таиланд, Япония, Вьетнам, Сингапур, Малайзия, Индонезия, США, Камбоджа, Филиппины и Россия. Украина не входит даже в первую двадцатку стран, куда устремляются китайцы на отдых.

Стоит ли Украине ждать наплыва китайских туристов

Отмена для китайцев визового режима — пусть и временная — несомненно поспособствует росту интереса к нашей стране. Ведь до недавнего времени желающие приехать в Украину должны были ждать примерно 15 рабочих дней и заплатить за визу $135. В то же время, шенген граждане КНР могли открыть за 48 часов и 35 евро. Поэтому в последние годы Украина пользовалась большим интересом у европейских гостей — этому способствовали и безвизовый режим, и новые рейсы лоукост-авиакомпаний, и проводимые в Украине Евровидение и финал Лиги Чемпионов, и дешевизна большинства услуг в нашей стране. В то же время, китайцы в Украину не спешили — за год страну посещало около 40 тысяч граждан КНР, причем большинство из них приезжало по работе.

Почему «зеленая» команда решила привлекать в Украину китайских туристов именно сейчас, понять несложно — большинство европейских стран все еще не рекомендуют своим гражданам путешествовать, отменены множество авиарейсов, а туристы, которые все же решили отправиться в путь, обязаны соблюдать карантин и, к примеру, пройти обсервацию. В то же время, Китай уже ослабил свои карантинные меры.

Шаги для привлечения китайских туристов нельзя не приветствовать, вот только чтобы Украину посещало как можно больше граждан КНР визовой либерализации мало. Во-первых, наша страна довольно вяло развивала это направление — большинство китайцев попросту не знает, что в Украину стоит ехать. Польша и Грузия тратят на рекламу своего туристического потенциала на международной арене приблизительно 5-7 миллионов евро в год, мы же пока делать такие вливания не можем себе позволить.

Во-вторых, китайские туристы за границей практически не пользуются наличными деньгами. Большинство китайцев во время покупки товаров расплачиваются картами платежной системы China UnionPay. В большинстве стран их уже давным-давно принимают: такой китайской картой можно воспользоваться в примерно 28,5 млн торговых точек в 176 странах мира. В Украине же функционал этих карт пока очень ограничен и расплатиться китайский турист сможет далеко не в каждом ресторане или магазине Киева (о небольших городах, которые тоже могли бы быть интересными китайскому туристу, и говорить не стоит). Также туристы из КНР используют для расчета китайский платежный сервис WeChat Pay и карты Alipay — их функционал в нашей стране ограничен еще больше.

В-третьих, большинство китайцев не знают английского языка. Поэтому если Украина хочет привлечь туристов из КНР, нужно позаботиться о том, чтобы в сфере обслуживания работали люди со знанием китайского (особенно это касается магазинов премиум-класса). Кроме того, неплохо было бы продублировать городскую навигацию на китайский язык. К примеру, в торговых центрах соседних Беларуси и России уже никого не удивишь китайскими иероглифами на указателях.

Ну и последнее, но не менее важное. Китайским туристам интересна украинская природа, монументальная и храмовая архитектура, однако впечатление от страны могут основательно подпортить ужасные дороги, плохо работающий общественный транспорт, отсутствие чистых публичных туалетов и другие «фишечки» нашей инфраструктуры. Украинский сервис, прямо скажем, на любителя. У нас в стране работает около 4,5 тысяч отелей разной ценовой категории, однако их средняя заполняемость составляет всего 50-55%. А все потому, что качество их услуг все еще довольно низкое.

Так что ждать толп китайских туристов на границах Украины пока не стоит. Тут бы самих украинцев заинтересовать отдыхать дома.

Источник: Деловая столица