Недвижимость в Николаеве. Агентство недвижимости МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
На главную страницу Отправить письмо Добавить в избранное
Новости Карта города Николаева Газета Инвестор
Информация
Новости
Статьи и комментарии
Земельные вопросы сессии
Строительный обзор
Архив новостей
11 млрд. на ветер и 2 - на взятки. Сколько стоит оформить землю и кому это выгодно.

11 млрд. на ветер и 2 - на взятки. Сколько стоит оформить землю и кому это выгодно.

mlp / 12.09.2019

Сложность любых процедур, связанных с землей, уже стала хрестоматийной. Как и коррупционные издержки, необходимые для их ускорения. В BRDO попробовали посчитать, сколько времени и денег тратится впустую из-за существования нынешней системы и какие коррупционные издержки несут участники процесса. Результаты впечатляют - это миллиарды гривен в год.

Масштабы «земельного сервиса».
С «земельным сервисом» рядовой украинец сталкивается по многим причинам: оформление участка; исправление ошибок, допущенных в кадастре в разное время; согласование землеустроительной документации; регистрация сделок с землей или получение информации о координатах границ участков. Список можно продолжать. Все это требует кучу бумаги, времени и денег.
Учитывая, что владельцев земельных участков и землепользователей в Украине около 22 млн., можно лишь представить, насколько масштабна тема «земельных процедур». А владеют землями не только частные собственники, но также общины и государство.

Каков реальный размер проблемы и кто получает выгоду от ее существования?

Сколько стоит регистрация участков.
Чтобы оценить потери, Офис эффективного регулирования подробно проанализировал процедуру переоформления земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности. Она может служить самым ярким примером того, какие дополнительные затраты несут граждане, бизнес и государство из-за сложных административных процедур. Сколько денег и времени можно сэкономить только за счет трансформации процедуры оформления земельного участка из бумажного в электронный вид и оптимизации отдельных административных услуг.
Так, сейчас оформление земельного участка потребует 55 бумажных документов, 17 непосредственных контактов с чиновниками и 8,5 месяцев на саму процедуру. По нашим подсчетам, за счет перевода документов в электронный вид и отказа от ненужных действий, количество документов можно уменьшить до 5, количество контактов - не превысит 3-х (что существенно снизит коррупционные риски), а срок оформления сократится до 2,5 месяцев.
За счет этих изменений снизится и стоимость оформления одного земельного участка земель государственной и коммунальной собственности для частных лиц - с 6622 грн. до 1904 грн. за один участок (то есть более чем в 3 раза). Расходы органов государственной власти и местного самоуправления на проверку сведений об одном земельном участке уменьшатся с 3562 грн. до 1497 грн., то есть почти в 2,5 раза.
Впечатляет и общая экономия для граждан, бизнеса и государства: для частного сектора - 8,068 млрд. грн. в год, для публичного - 3,565 млрд. грн.
Расчеты сделаны на основе общего количества процедур с земельными участками в течение года. При расчете учитывались расходы на зарплату (человеко-часы, необходимые для работы с бумажными документами в соответствии с тарифом) расходы на транспорт, административные сборы и плата за нотариальные услуги.

Но и это еще не все.
Объем коррупционных затрат при оформлении земельных участков с привлечением к коррупционным схемам инженеров-землеустроителей, по нашим расчетам, составляет 2,32 млрд. в год. Это вес «неформальных расходов», которые закладываются в цену документации при выполнении землеустроительных работ. В украинской современной практике такие внеплановые затраты могут достигать 80%(!) от стоимости самих работ.
Фактически, это средства, которые идут на взятки для ускорения процедур, а не за получение непосредственно земельного участка. За получение участка, скорее всего, плата в разы больше.
Масштаб земельной коррупции только в этом, отдельно взятом сегменте, легче понять, если сравнить его с суммой, которая предусмотрена в госбюджете-2018 на содержание Госгеокадастра, - 1,9 млрд. грн.

Кто получает выгоду?
Поскольку есть те, кто «легально» ежегодно теряет лишние 11,6 млрд. грн. из-за несовершенства процедур, есть и те, кто благодаря им, так же легально, получает эти средства.
Как было отмечено выше, за счет «дополнительных расходов» граждане оплачивают: заработную плату чиновников, которые работают с документами, расходы на транспорт, админcборы и плату за нотариальные услуги. Итак, из этих средств финансируются услуги территориальных органов Госгеокадастра, областных и районных государственных администраций, исполкомов органов местного самоуправления и землеустроителей.
Что касается последних, они в значительной степени сами являются заложниками существующих процедур, и, фактически, вынуждены закладывать 2,3 млрд. грн. взяток в цену своих услуг. При условии изменения процедур, стоимость землеустроительных работ существенно уменьшится.
Другие участники процесса из-за его сложности получают возможность увеличивать свой штат. Прежде всего, это Госгеокадастр, его территориальные органы, ОГА, РГА, исполкомы органов местного самоуправления. И чем сложнее процедуры - тем больше штат. Вероятно, это и является одной из причин того, что на момент создания в 1991 году Госгеокадастр (тогда - Государственный комитет Украины по земельной реформе) имел 70 человек. А сейчас, вместе с территориальными органами, он стал пятым по величине штата гражданским ведомством страны.
Ну, и чем больше процесс зависит от чиновников, тем выше коррупционные издержки граждан.

«Под ключ» за 1,5 года.
Что в итоге? Граждане за свои деньги хотят получить удобный сервис и скорейшее получение услуги, а на самом деле теряют время и средства. Такая процедура оформления участков убыточна для граждан и неблагоприятная для бизнес - климата.
Проблема не только в людях, которые работают в этих госструктурах (но, раз речь идет о взятках, - наверное, и в них тоже), а в большей степени в системе.
Какие изменения ей нужны?

Часть процедур в этом длинном звене вообще следует отменить; часть объединить; часть - перевести из бумажного в электронный вид.
Изменения «под ключ» можно реализовать за 1,5 года. Для этого нужно разработать соответствующее программное обеспечение, «пилотировать» его на территории нескольких ОТГ, зафиксировать плюсы и недостатки, на основе выводов разработать законопроект и принять его.
Масштабирование проекта на территорию всей Украины предусматривает, что после принятия закона к работе в новом формате подключится очень большое количество распорядителей земли.
Системные изменения, направленные на упрощение, можно провести и по другим «земельным сервисам». Политическая ситуация сейчас выглядит благоприятной для таких изменений.

Олег Пилат, эксперт Офиса эффективного реулирования (BRDO)

Источник: liga.net

22.10.2019
«Укрбуд» спутал карты: Что происходит с рынком недвижимости.
18.10.2019
Николаевская верфь «Океан» возвращается в судостроение.
11.10.2019
Рейдеры в законе. Как теперь будут отжимать бизнес и недвижимость.
25.09.2019
10 вопросов к закону «О концессии».
24.09.2019
Закон о риелторской деятельности: кого и как хотят узаконить на этот раз.
17.09.2019
Какие схемы «съедают» из бюджета от 150 до 260 млрд. грн.
12.09.2019
11 млрд. на ветер и 2 - на взятки. Сколько стоит оформить землю и кому это выгодно.
30.08.2019
Почему украинцам лучше не радоваться укреплению гривны.
17.08.2019
Земля. Глобальная лихорадка.
15.08.2019
Реформ не хватает. Почему Зеленский отсрочил досрочные местные выборы.
О компании | Коммерческая недвижимость | База жилой недвижимости | Доска объявлений | Недвижимость-панорама | Новости | Архив новостей | Статьи | Земельные вопросы сессии | Карта Николаева | Газета Инвестор