Недвижимость в Николаеве. Агентство недвижимости МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
На главную страницу Отправить письмо Добавить в избранное
Новости Карта города Николаева Газета Инвестор
Информация
Новости
Статьи и комментарии
Земельные вопросы сессии
Строительный обзор
Архив новостей
Николаев: история становления.

Николаев: история становления.

mlp / 12.09.2015

«Труд этот, Ваня, был страшно громаден – не по плечу одному...», - строки из стихотворения «Железная дорога» русского поэта Н.А.Некрасова, уроженца городка Немиров на Винниччине, как нельзя лучше отражали жизнь поселенцев Николаева в первом столетии со дня его основания.

Основанный 27 августа 1789 года, Николаев являл собой в первые годы поселение, где в 26 дворах проживало всего 105 мужчин и 42 женщины. Исполняя волю Екатерины ІІ, князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический сгонял в Николаев со всей обширной империи беглых крепостных крестьян, солдат, матросов, раскольников, уголовников, бежавших от наказаний, российских подданных и иностранцев разного вероисповедания. По меткому замечанию Ю.С.Крючкова, автора книги «История Николаева», население города напоминало «слоеный пирог».

По распоряжению Г.А.Потёмкина в начале августа 1788 года его подчиненному инженер-поручику А.П.Соколову поручается произвести на левом берегу Ингула разбивку мест под строительство двух эллингов и кузни. Полковник М.Л. Фалеев в короткие сроки выполняет эти работы, о чем докладывает князю. Так, в 1788 году закладывается первый судостроительный завод, ныне – им. 61 коммунара.

Г.А.Потемкин, рассматривая создание Николаева как одного из оборонительных форпостов юга России, предусматривает содержание тут военных формирований. Квартирующие войска размещаются в казармах и частных домах, нанимаемых городом. Здесь расположились первая рота Черноморского экипажа Очаковской крепостной артиллерии; 58-й Прагский полк; седьмой Донской казачий полк; наблюдательный состав жандармского управления; Николаевский ракетный завод с полигоном; 55-й резервный батальон; Николаевская конвойная команда и 5-й полевой инженерный полк.

Все они находились в Николаеве продолжительное время. На их довольствие только в 1890 году из городского бюджета, согласно данным «Обзора Николаевского военного губернатора», изданного в 1891 году, израсходовано 81848 руб. 43 коп. Сюда же стоит прибавить более ста человек врачей и их помощников, служащих аптек, «состоящих на службе по Морскому и Военно-сухопутному ведомству». Если учесть, что на то время в Николаеве проживало 72136 человек, к военно-морской среде принадлежало 71,2% населения.

Но вернемся к ранним годам. Застройка Николаева началась в 1790 году по генеральному плану, разработанному известным архитектором Иваном Евгеньевичем Старовым (1745-1808 гг.). Проходила она под неусыпным контролем Г.А.Потемкина. В опросном листе от 25 апреля 1790 года он утверждает важные решения: «в городе Николаеве не строить ничего деревянного, а если будут у кого мазанки, то оные щекатурить; в Богоявленске быть школе земледельчества...; огородов завести и всякой зелени насеять больше, особливо же капусты, и обывателям побуждать сады разводить». По его же повелению было образовано пять адмиралтейских поселений: Копани, Богоявленск, Знаменка, Воскресенск и Калиновка.

Жизнь в городе набирала обороты. Более четко вырисовывалось социальное расслоение населения. В 1860 году купцов, дворян и прочих состоятельных граждан было около четырехсот. Они стремились наладить торговлю не только в городе, но и за его пределами, открывали питейные и увеселительные заведения. Но основную массу, а это более трех тысяч человек, составлял рабочий люд, относящийся к нижним чинам, перебивавшийся с хлеба на квас. Тем не менее начинающие корабелы с радостью восприняли спуск на воду 25 августа 1790 года первого своего «детища» – парусного судна «Святой Николай».

Основной производительной силой адмиралтейских верфей оставались матросы и казенные мастеровые, использующие ручной труд. Возраст их был от 10 до 25 лет, срок службы – как на флоте, двадцать пять лет. Имели они казенную форму – мундир серого цвета с погонами, где обозначался номер экипажа. В книге «Рабочие-судостроители России в XIX веке» И.А.Бакланова отмечает, что продолжительность рабочего дня определялась регламентом, введенным еще Петром I: в летнее время – 15 часов, в зимнее – все светлое время. За один рабочий день они получали аж... 10 копеек. Не случайно 22 мая 1790 года мастер Иван Долженков в рапорте М.Л.Фалееву писал: «...по данному повелению принял рекрут, кои надлежат в адмиралтейские плотники. Из них великое множество больных».

Со временем на верфи принимается ряд организационных и технологических мер для облегчения труда. Построен новый Мортинов эллинг для подъема судов весом до 500 тонн, усовершенствована обработка металла, древесный уголь заменен каменным. Укрепляются связи с другими казенными заводами в Ижевске, Луганске.
Эти меры были необходимы в связи с переходом на строительство более крупных кораблей.

Тогда же в Николаеве образуются и частные верфи. В 1818 году приступила к работе верфь, построенная одесским купцом первой гильдии Михелем Серебряным на левом берегу Ингула между Адмиралтейством и Госпитальным садом.
Вторую частную верфь основал херсонский купец Маркус Варшавский – ниже по течению Ингула за Госпитальным садом. Она получила название «Маркусов эллинг».
В краеведческой литературе о деятельности «корабелов-частников» содержатся крайне скудные сведения. Всего в 20-х гг. позапрошлого столетия на адмиралтейских и частных верфях построили свыше 95 различных судов.

На военных кораблях того времени на батарейных палубах размещались от 80 до 112 артиллерийских орудий.
Для подготовки квалифицированных мастеровых-судостроителей в 1827 году в Петербурге был организован первый учебный центр, который обеспечивал адмиралтейства России, включая Николаев. Опережая описываемые события, отмечу еще один исторический факт. Завод «Наваль», ныне Черноморский судостроительный, основан в 1898 году благодаря николаевскому купцу первой гильдии Францу Ивановичу Фрише, который в 1895 году по доверенности «Анонимного общества корабельных верфей, мастерских и плавилен в Николаеве» заключил контракт с Николаевской городской управой на 30 лет с целью «устройства в городе Николаеве корабельной верфи...» Так что купцы умели не только торговать.

Помимо судостроения население Николаева занималось ремеслами и работами на частных мастерских, фабриках, заводах, производящих различную промышленную, продовольственную, бытовую продукцию. К концу XIX столетия в городе числилось 3,7 тыс. ремесленников, почти 1,5 тыс. рабочих и мастеров, 764 ученика, трудившихся на 62 объектах.

Впереди николаевцев ждали не лучшие времена. После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов Россия, согласно Парижскому мирному договору, лишалась права иметь боевой флот на Черном море. Ей разрешалось содержать лишь небольшие суда для поддержания коммуникаций, таможенной охраны и обеспечения маячной службы.
В этот «черный» период с 1860 года военным губернатором был контр-адмирал Богдан Александрович Глазенап. Вот что писал секретарь городской думы Григорий Николаевич Ге в своем труде «Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790-1890)». «Если благодетельное Городовое Положение Императора Александра II, введенное в Николаеве двенадцать лет позднее, не показалось целым переворотом, то это только потому, что, в сущности, реформа началась в Николаеве 12 лет раньше, именно деятельностью предвестника ея, Богдана Александровича Глазенапа».
С чем столкнулся губернатор после Парижского договора?

Из действующих до войны семи рабочих экипажей остался один в составе четырех рот – всего 1088 мастеровых и 16 офицеров. Многие квалифицированные рабочие, оставшись без работы, ушли, а остальные потеряли приработок. Положением воспользовались купцы, уменьшив завоз и взвинтив цены, в первую очередь на продовольствие.
В этой ситуации Б.А.Глазенап принимает ряд первоочередных решений.
Первый шаг – закончить строительство судов, заложенных до войны. Спускаются на воду небольшие парусно-паровые шхуны «Салгир» и «Дон». Подобным образом поступают с линейными кораблями «Цесаревич» и «Синоп» водоизмещением пять тысяч тонн. Следующее направление – закладываются новые пароходы, парусно-винтовые суда и колесные яхты типа «Тигр» длиной 42 метра. И, наконец, в 1857 году начинается строительство корветов. Так судостроение обрело «второе дыхание».

Перечитывая документы двухсотлетней давности об историческом прошлом далёких предков, невольно сравниваешь их с началом XXI века в судьбе нашего судостроения в Николаеве и находишь что-то до боли общее. Ведь не случайно говорят, что история повторяется дважды: первый раз – в виде фарса, а второй – в виде трагедии.
В наше время не было войны, приведшей корабелов к печальной судьбе и разрухе. У нас была «разруха в головах», как говорил профессор Преображенский в булгаковском «Собачьем сердце». Грешным делом подумалось: может, и у нас появится свой Глазенап, который придаст судостроению «второе дыхание»?

Но вернёмся к дальнейшей деятельности Богдана Александровича. У губернатора было немало и других дел. В 1862 году открывается коммерческий порт, в следующем – мужская гимназия. В разных частях города стали открываться школы грамотности. Тогда же появился приют благотворительного общества для убогих, престарелых и «найдёнышей» (брошенных новорожденных, – авт.).
В 1873 году Б.А.Глазенап, преодолев трудности, сопротивление вышестоящих чиновников, добивается строительства железной дороги Николаев – Харьков.
В 1865 году, 5 января, по инициативе Б.А.Глазенапа, выходит первый номер городской газеты «Николаевскій Вестник».
Кроме превосходной, как пишет Г.Н.Ге, «Севастопольской» библиотеки, были основаны бесплатные читальные залы. И не только: «Театров в Николаеве в последние 35 лет никогда не было менее двух, в 70-х годах прибавился третий – летний, в 1880 выстроен четвертый». В силу разных причин, поясняет далее автор, к 1890 году «было два театра – большой и малый».
В этом описании – лишь отдельные исторические фрагменты. О том, как праздновался столетний юбилей Николаева и продолжающихся традициях, достаточно подробно рассказали Е.Г. и К.Е. Горбуровы 15 июля и 12 августа 2014 года в «Вечернем Николаеве».

Предстоящая дата рождения нашего города проходит в довольно сложной обстановке. Но Николаев продолжает жить, работать. Население города на 1 июня текущего года составляло свыше 494 тыс. человек. И все вместе, следуя традициям наших далёких предков, мы сможем преодолеть невзгоды и установить мир, спокойствие и благополучие для себя и будущих поколений.

Валерий Колбягин. «Вечерний Николаев».

19.10.2018
В Николаеве увеличилось количество владельцев земли.
18.10.2018
Планы строительства жилья в Николаеве.
17.10.2018
В Николаеве ситуация «течет».
15.10.2018
Стоит ли ожидать существенного повышения цен на рынке недвижимости Украины?
13.10.2018
Во что инвестируют в Украине сегодня и ближайшие перспективы: анализ и прогнозы.
12.10.2018
Нормативная денежная оценка гектара на Николаевщине.
11.10.2018
Некоторые вопросы обеспечения граждан доступным жильем.
09.10.2018
Платежки на электроэнергию все равно подорожают.
09.10.2018
Поставлять электроэнергию бытовым потребителям с 1 декабря 2018 года будет «Николаевская электроснабжающая компания».
08.10.2018
С 1 декабря николаевцев могут ожидать новые тарифы и новые лицевые счета за электроэнергию.
О компании | Коммерческая недвижимость | База жилой недвижимости | Доска объявлений | Недвижимость-панорама | Новости | Архив новостей | Статьи | Земельные вопросы сессии | Карта Николаева | Газета Инвестор