Недвижимость в Николаеве. Агентство недвижимости МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
На главную страницу Отправить письмо Добавить в избранное
Новости Карта города Николаева Газета Инвестор
Информация
Новости
Статьи и комментарии
Земельные вопросы сессии
Строительный обзор
Архив новостей
О банкротстве «Океана».

О банкротстве «Океана».

mlp / 29.11.2013

Хозяйственный суд Николаевской области 1 ноября признал банкротом Николаевский судостроительный завод «Океан» и открыл ликвидационную процедуру. Ликвидатором назначен арбитражный управляющий Николай Хайло.
Ранее сообщалось, что 2012 год «Океан», согласно международным стандартам финансовой отчетности, закончил с убытком 159,707 млн. гривен, сократив чистый доход на 11,65%, или на 8,853 млн. гривен до 67,16 млн. гривен по сравнению с 2011 годом.
Затем «Депо» сообщило, что инициатором этого процесса выступила компания «Консалтинг-Гамма», близкая к народному депутату Украины В. Новинскому, который не первый год пытается получить контроль над заводом и в этот раз как никогда близок к своей цели.
Николаевский завод «Океан» называют одним из самых привлекательных активов в отечественном судостроении. Он основан в 1951 г. и в советские времена специализировался на изготовлении различных видов судов: сухогрузов, рефрижераторов, лесовозов, траулеров и рудовозов. Здесь можно строить крупнотоннажные суда водоизмещением до 350 тыс. т, что на порядок больше, чем у конкурентов. Например, Херсонский судостроительный завод способен строить суда дедвейтом до 30 тыс. т, керченский «Залив» - до 50 тыс. т, а Черноморский судостроительный завод - до 105 тыс. т. Именно по этой причине в борьбе за предприятие схлестнулись два видных миллиардера-кораблестроителя - хозяин «Залива» К. Жеваго и владелец ЧСЗ и ХСЗ В. Новинский. В 1972 г. на предприятии был запущен один из крупнейших в Европе сухих доков и задействована вторая технологическая линия по строительству крупнотоннажных судов. После распада СССР предприятие оказалось на грани остановки и в 2000 г. ФГИ Украины продал 78% акций «Океана» судостроительному концерну Damen Shipyards Group за 26,3 млн. грн. В 2006 г. Damen уступил контроль над заводом норвежской группе Aker Yards, которая в начале 2008 г. вместе с двумя верфями в Германии продала его люксембургской FLC West российского бизнесмена А. Бурлакова (он считался представителем Виталия Юсуфова, сына бывшего министра энергетики России Игоря Юсуфова). На базе этих активов Бурлаков создал компанию Wadan Yards, однако с началом кризиса она оказалась неплатежеспособной. После чего пакет акций «Океана» был продан за 5 млн. евро оффшорной компании Blakur Company Inc., а позднее еще несколько раз перепродан. Через цепочку российских посредников завод отошел голландской Olympus Investments (2001) B.V., подконтрольной неназванным бизнесменам из РФ. Их интересы в наблюдательном совете «Океана» представлял бывший топ-менеджер структур российской «Транснефти» Сергей Копылов. В 2011 г. А. Бурлаков был убит в Москве. Бенефициары завода неизвестны до сих пор.
Первым попытку войти в «Океан» предпринял К. Жеваго, после того как в 2011 г. по иску Пенсионного фонда Хозяйственный суд Николаевской области начал банкротство верфи. В тот момент завод, принадлежащий голландской компании Okean B.V., находился в сложном положении. По решению суда россияне были отстранены от управления предприятием, а распорядителем имущества и президентом «Океана» стала арбитражный управляющий Татьяна Гуцал, ранее работавшая в структурах группы «Финансы и Кредит» г-на Жеваго. Его представители вскоре заявили о желании провести аудит предприятия и готовности участвовать в его санации.
Но этим планам не суждено было сбыться. Уже в ноябре 2011 г. акционеры «Океана» заручились поддержкой В. Новинского и договорились о передаче ему в управление своего завода. Т. Гуцал отстранили от должности президента предприятия, а ее место занял гендиректор Херсонского судостроительного завода В. Федин.
В июле 2012 г. дело о банкротстве было закрыто, а через несколько дней стартовал новый процесс. В нем первую скрипку попыталась сыграть уже упомянутая Okean B.V., которую к тому времени выкупила близкая к Жеваго компания Link Business Solutions. Она выставила «Океану» счет на общую сумму около 1 млрд. грн., ссылаясь на непогашенные им займы 2004-2005 гг. Кроме того, Okean B.V. затеяла процесс в суде Нидерландов с требованием отменить сделки, проведенные в 2011 г., которые привели к переходу контроля над предприятием к Olympus Investments (2001) B.V.
Но Новинский оказался проворнее. Родственная ему компания «Консалтинг-Гамма» в июле 2012 г. заключила с «Океаном» договор купли-продажи именных инвестиционных сертификатов на сумму около 1,5 млрд. грн. Эмитентом этих бумаг стала компания по управлению активами «Инвестиционный дом «Мегаполис», близкая к «Смарт-Холдингу». С помощью этой незамысловатой операции структура Вадима Владиславовича стала главным кредитором «Океана» (общая сумма утвержденной в мае нынешнего года судом задолженности превысила 2,3 млрд. грн.). При этом требования Okean B.V. к заводу суд вообще отклонил, посчитав, что компания не предоставила доказательств их правомочности.
Вторым по величине кредитором с требованиями на сумму 625 млн. грн. стала зарегистрированная в Белизе компания Belmont Industries Inc. По информации From-UA, она расположена на побережье Карибского моря. Размер ее претензий достигает 625,6 млн. грн. Эта фирма аффилирована с нынешним мажоритарным акционером завода - кипрской Zonel Operations Limited, за которой стоит крупный российский бизнесмен С. Копылов.
Еще в прошлом году В. Новинский заявил о достижении договоренности с российскими акционерами «Океана» о выкупе половины их акций и она была реализована в мае 2012 г., после чего в наблюдательный совет николаевского завода вошли представители нового совладельца - А. Вишневский и П. Константинов. Тогда же Вадим Владиславович получил опцион на выкуп оставшихся у продавцов акций. Но реализовать его, судя по всему, так и не сумел. В итоге в начале этого года контрольный пакет акций «Океана» его российские совладельцы перевели на свою кипрскую компанию Zonel Operations.
Переговоры о распределении сфер влияния на предприятии велись несколько месяцев, но стороны так и не пришли к согласию. 17 октября «Консалтинг-Гамма», возглавляющая комитет кредиторов «Океана», неожиданно подала в суд ходатайство о признании предприятия банкротом и начале его ликвидации.
С этим не согласилась компания Belmont Industries Inc. Ее представители заявили, что они не были приглашены на заседание комитета кредиторов, и попросили суд отложить рассмотрение этого вопроса. Однако ее аргументы на представителей украинской Фемиды не подействовали, и 1 ноября Хозяйственный суд Николаевской области принял решение о признании завода банкротом и назначении его ликвидатором ставленника компании «Консалтинг-Гамма» Николая Хайло.
В беседе он не уточнил, как будет проходить процедура ликвидации предприятия, заверив только, что все мероприятия будут вестись исключительно в рамках Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». А он предусматривает продажу завода, как целостным имущественным комплексом, так и по частям.
4 ноября обновили наблюдательный совет мажоритарного акционера ПАО Zonel Operations Limited (Кипр). Примечательно, что членство сохранил С. Копылов.
На решение Хозяйственного суда Николаевской области отреагировала и Николаевская облгосадминистрация. 14 ноября ее пресс-служба сообщила, что руководство области внимательно следит за ситуацией на ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан». По их мнению, на данном этапе введение процедуры банкротства - один из механизмов сохранения целостного имущественного комплекса одной из самых современных верфей Украины. На основании этого возникает возможность финансового оздоровления предприятия, погашения долгов, восстановления стабильной хозяйственной деятельности предприятия. Не важно, кто будет собственником предприятия, главное, чтобы был разработан «портфель заказов», долгосрочная стратегия развития предприятия, которая предусматривает техническое переоснащение производства. Руководство области в пределах полномочий, с привлечением в случае необходимости правоохранительных органов, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, профсоюзных органов будет принимать меры для соблюдения требований действующего законодательства во время процедуры банкротства завода и предотвращения силового сценария его захвата.
В «Смарт-Холдинге» официально не подтвердили заинтересованность в приобретении имущества николаевского предприятия, которое с ноября полностью свернуло деятельность. Впрочем, учитывая, как развивались события вокруг него в последние годы, очевидно, что такой исход стал бы закономерным. Особенно с учетом того, что К. Жеваго не оставляет попыток вернуть компании Okean B.V. контрольный пакет акций «Океана» с помощью международных судебных инстанций.
Ведь если имущественный комплекс завода в ходе ликвидации будет пущен с молотка и попадет в нужные руки (в чем сомневаться не приходится), Новинский сможет убить сразу двух зайцев.
Во-первых, до имущества предприятия уже не сможет добраться его оппонент. В лучшем случае Жеваго достанется «пустышка» в виде ПАО «Николаевский завод «Океан», которое уже ничем не будет владеть.
Во-вторых, большая часть средств, которые будут выручены за судостроительное предприятие, достанется близкой к г-ну Новинскому компании как основному кредитору ПАО. Другими словами, у одного из богатейших бизнесменов страны появилась возможность заполучить стратегический завод, который сделает его позиции на отечественном рынке судостроения доминирующими, просто переложив деньги из одного кармана в другой. А подобным шансом грех не воспользоваться.
По информации From-UA, запутанные клубки в структуре владельцев оффшорной компании Zonel Operations приводят к дочерней компании российской «Транснефти» - «Транснефтепродукту» и партнеру «Газпрома» - «Газэксу». Судостроение для этих компаний - непрофильный бизнес. А потому они с радостью избавятся от завода, получив в качестве компенсации 625 млн. грн. Более того, если учесть, что бенефициары Zonel имеют определенное отношение к российским государственным структурам, то их цели могут иметь куда более серьезные последствия для Украины.
Почему бы, например, не уничтожить конкурента российских судостроительных предприятий, пользуясь, случаем?
Ведь завод «Океан» способен производить крупнотоннажные суда. Ликвидация также дает кредиторам возможность вывезти из Николаева уникальное оборудование, которым с удовольствием могли бы воспользоваться корабелы из РФ.
Такой шаг вполне может быть попыткой «Газпрома» оказать опосредованное давление на Украину накануне Вильнюсского саммита, где определяется внешнеполитический вектор. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в органы управлениях российских оффшорок имеющих отношение к акционерному капиталу «Океана» входят ряд действующих видных российских чиновников.
Поэтому уничтожение одного из крупнейших судостроительных предприятий Украины уже трудно назвать результатом банальных олигархических войн. Скорее имеет место элемент масштабной политической кампании, накануне анонсированного подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Цель ее - показать Украине, насколько ошибочным является ее выбор на внешнеполитической арене.

По материалам ДеПо и From-UA

27.03.2020
Как карантин и девальвация меняют рынок недвижимости Украины.
24.03.2020
Бизнес во время карантина: чего не хватает украинским предпринимателям.
19.03.2020
Как человечество побеждало эпидемии.
11.03.2020
5 советов тем, кто продает квартиру.
25.02.2020
Смогут ли украинцы получать жилье на-шару. Или почему реализуемые чиновниками проекты эксперты называют «бредом».
20.02.2020
Не стоит искать черную кошку в темной комнате, она в другом месте. Все дело в курсе.
12.02.2020
Как сберечь овец и накормить волков, или Что мешает возобновлению кредитования в Украине?
11.02.2020
Что негативно отразилось на рынке недвижимости Николаева в 2019 году.
01.02.2020
Как повлияет на жизнь украинцев снижение Нацбанком учетной ставки.
21.01.2020
О законности нормативной денежной оценки земли в Николаеве и «великих ошибках» горсовета.
О компании | Коммерческая недвижимость | База жилой недвижимости | Доска объявлений | Недвижимость-панорама | Новости | Архив новостей | Статьи | Земельные вопросы сессии | Карта Николаева | Газета Инвестор