.
Есть ли шанс Николаеву стать Гамбургом или Роттердамом.

Есть ли шанс Николаеву стать Гамбургом или Роттердамом.

mlp / 27.11.2018

Об этом в сети Фейсбук обменялись мнениями председатель рабочей группы по изучению морехозяйственного комплекса Николаева Э. Волошинович и представитель АМПУ В. Шемаев.

Edward Voloshinovich: Децентрализация власти? Усиление роли местных громад? Важные инфраструктурные проекты? Так Вам сюда!!! Кстати, Вы в курсе, что один из крупнейших портов мира и самый большой в Европе, с годовым оборотом в 600 млн. евро - порт Роттердам - на 70 % принадлежит одноименному муниципалитету, а в совете директоров второго по величине европейского порта Антверпен 14 из 18 человек - представители муниципального совета? Это невероятно, но у Николаева есть шанс! Шанс управлять успешным предприятием, расположенным на территории города, тем более, что порт и город не могут благополучно развиваться отдельно друг от друга. Может, стоит попробовать?!

Volodymyr Shemayev: Города перевалкой не занимаются, не владеют стивидорными мощностями. Это прерогатива частного сектора. В Гамбурге, Антверпене и Роттердаме муниципалитеты являются совладельцами администраций портов (в нашем контексте филиалом АМПУ - администрацией морского порта скажем Ольвии или Николаева). Это путь перспективный, но не такой легкий, как кажется на первый взгляд, поскольку ОМС не могут быть держателями корпоративных прав, а только создавать коммунальные предприятия и всецело ими управлять. АМПУ также пока не является корпоратизированным предприятием. Участие муниципалитета в конкурсе на концессию стивидорной компании - полное противоречие международной практике.

Edward Voloshinovich: Перевалкой, конечно, занимаются не города. Но, владеть и управлять интересным с точки зрения экономики и доходности предприятием, находящимся, кстати, на территории города, городская община имеет право.

Volodymyr Shemayev: В мире такой практики нет, увы. Вы, как община, конечно можете создать КП и податься на конкурс. Но не стоит забывать что по ГСК Ольвии есть и инвестобязательства от 50 млн. долл. в первые 3-5 лет, что городскому бюджету будет сложно потянуть.

Edward Voloshinovich: Это неправда, что в мире нет практики, чтобы собственником портов были громады в лице муниципалитетов. А вот для меня главный вопрос: почему все то, что несет «золотые яйца» обязательно отдавать «инвесторам»? Почему не создать условия, чтоб такими предприятиями управляли муниципалитеты, нанявшие эффективный менеджмент?! Иинвестобязательства - это догма? А кем они пишутся? И для кого? А если вдруг, чисто гипотетически, в инвестобязательства было бы включено, среди прочих, условие - ремонтировать дорожное покрытие улиц города? Думаю, в этом вопросе мало кто поконкурировал бы с горисполкомом.

Volodymyr Shemayev: Это активы государственные, а не муниципальные. Каждый должен следить за своим хозяйством и его развивать. Чтобы муниципалитет управлял предприятием он должен стать его учредителем, внести какой-то вклад материальный, землёй, другими активами. Условия пишет собственник госпредприятия - Правительство Украины. Городские дороги - это муниципальное хозяйство. Вы же не пишете в тендерах на ремонт городских дорог поменять Вам паркет в квартире. И ещё раз порт - это локация географическая. Опыт, к которому Вы апеллируете, относиться к портовым администрациям, а не к стивидорам. У нас люди ошибочно принимают МТП за порт. Это не верно.

Edward Voloshinovich: Я прекрасно понимаю разницу между стивидором и АМПУ, уж поверьте мне на слово, хоть мы и не знакомы.

Volodymyr Shemayev: Верю. Тем не менее, Вы вводите в заблуждение читателей, говоря об участии горсоветов Европы в стивидорных компаниях. Antwerpen Port Authority, Rotterdam Port Authority, Hamburg Logistics. Это аналог АМПУ.

Edward Voloshinovich: Ну, вы не перегибайте, особенно насчет антверпенского горсовета. АМПУ землей портов не управляет. К примеру, порты Одесса и Николаев находятся в центре города. Земля находится в управлении местных властей и передается в аренду стивидорам, работающим в этих портах. А порт управляется АМПУ.

Volodymyr Shemayev: Вот тут я Вам аплодирую. Это работа конструктивная, не лёгкая, требующая внесения изменений в законодательство. В моем представлении в будущем горсоветы и возможно ОГА должны быть наравне с центральной властью совладельцами портовых администраций.

Edward Voloshinovich: Нужно помнить, что мы говорим о предприятиях именно в нашей стране, а это значит, что теоретически все возможно - и изменить закон в интересах государства, и конкурсные условия в интересах громад. Ну, хотя бы чисто теоретически. была бы политическая воля...

Volodymyr Shemayev: Передача госактивов муниципалитетам к процессу концессии не имеет никакого отношения. Пробуйте и другие инструменты.

Edward Voloshinovich: Как говорят в известной мужской балетной школе - одно другому не мешает. Я прекрасно понимаю, что активы государственные и то, что порт всегда будет прибыльным. Но мне совсем непонятно, зачем государство избавляется от таких активов. И, раз уж это так, то почему бы этим самым активам не стать муниципальными.

Volodymyr Shemayev: Создавайте КП, подавайтесь на конкурс. Проводите переговоры с финансовыми институтами по привлечению финансирования на строительство зернового терминала. Такое требование собственника. Государство не избавляется от активов. Госбюджет будет получать в качестве платежа - сумму равную дивидендам, отчисляемые сегодня стивидорной компанией, плюс дополнительный платёж как % от дохода. По окончанию срока концессии государство возвратит все имущество, в т.ч. построенное инвестором. Это модель управления порт-лендлорд, широко применяемая в цитируемых Вами Антверпене и Роттердаме. На счёт управления землями согласен, это надо менять. Вопрос в разработке.

Edward Voloshinovich: Насчет условий: что заставило собственника предприятия - Правительство Украины - в условия прописать строительство зернового терминала на 2 млн.т. в год стоимостью 50 млн. долларов, а не, скажем, перерабатывающего предприятия с высокой добавленной стоимостью?

Volodymyr Shemayev: Ваша мысль правильная. Но анализ рынка, проведённый серьёзной консалтинговой компанией, показал именно эту нишу, поскольку у госстивидоров по факту нет современных и экологичных перегрузочных комплексов для зерна/масла. Перерабатывающие предприятия могут быть построены дополнительно на северной косе или на другой территории в границах Ольвии.
Встречный вопрос, почему Вам, как лидеру громады, не инициировать форсирование строительства индустриального парка, и туда заводить инвестиции в переработку. Порт - транспортный узел, место перегрузки с одного вида транспорта на другой, иногда с элементами переработки.

Edward Voloshinovich: Я, как житель города, буду безмерно рад, что на территории населенного пункта построится еще один терминал на 2 млн. тонн в год, и что весомая часть этих тонн поедет по городским дорогам. Но что получит город взамен? 50 рабочих мест и убитые дороги?

Volodymyr Shemayev: Каждое рабочее место в порту генерирует 4-5 рабочих мест в городе. Вы же имеете большой опыт работы в ОГА. Если городу порт не нужен, грузы легко уйдут в Одесский регион, там мощностей много.

Edward Voloshinovich: А знаете ли вы, что именно условие об улучшении концессионного имущества на 25 % и более дает право концессионеру на приватизацию после окончания договора концессии?!

Volodymyr Shemayev: Буду благодарен если дадите ссылку в законодательстве на это. Во-вторых, в концессионном договоре эта норма будет чётко урегулирована - имущество возвращается государству по истечению срока.

Edward Voloshinovich: Смотрите пункт 4 статьи 3 ЗУ «Про концесії» - «У разі прийняття після закінчення строку дії концесійного договору рішення про приватизацію майна об'єкта, що надавався у концесію, у колишнього концесіонера виникає право на викуп цього майна згідно ...

Volodymyr Shemayev: Приватизировать госстивидора никто не собирается. Концессионер не имеет право инициировать приватизацию, это исключительно полномочия Кабинета министров.

Edward Voloshinovich: Здесь ключевые слова «у зв'язку з виконанням умов концесійного договору», то есть, если концессионер построит точно такой же терминал, но его не будет в условиях концессии, то он не будет иметь такого преимущества как права на выкуп переданного ему в концессию имущества.
И все же, почему именно зерновой терминал?

Volodymyr Shemayev: Потому что экспорт зёрна через порты за последние 5 лет вырос вдвое. По прогнозам аграриев, рост может составить ещё в 2,5 раза в ближайшие 10-15 лет.

Edward Voloshinovich: Мировой опыт доказывает, что грамотное развитие свободных экономических зон – это эффективная модель, которая приносит положительные плоды как государству и отрасли, так и региону, в котором расположена СЭЗ. Обратите внимание: но и развивать на территории порта производство с добавленной стоимостью. но, это в Рени.

Volodymyr Shemayev: Эдуард, Вы обоснованно болеете за регион и город. Попробуйте инициировать законопроект о создании СЭЗ на территории города, посмотрите, как на это отреагирует Минфин и ВР. В Рени зона создана ещё в 2000-х, там много свободной территории. У Вас в Корабельном вдоль берега тоже много, на ЧСЗ. Там можно СЭЗ делать.

Edward Voloshinovich: Начнем, все же. Почему бы государству не создать условия, чтоб предприятием (передающимся в концессию), которое находится на территории громады и на котором работают представители громады, управляла сама громада?!

| | | | - | | | | | |