.
Кто мешает строить дороги в областях Украины?

Кто мешает строить дороги в областях Украины?

mlp / 17.10.2018

Масштабный проект правительства по наращиванию темпов дорожного строительства – вероятнее всего будет сорван. Такой вывод можно сделать из тенденций, которые развиваются на этом рынке в течение последнего года.

Именно в этот период на дорожные стройки стремительно ворвалась компания «Полтавабудцентр». За последние два года она приняла участие в 350 закупках, по результатам которых одержала победу в 34 из них на сумму 1,32 млрд. грн. При этом только в 2018 году компания 72 раза жаловалось в АМКУ, из которых 45 жалоб удовлетворено, другие по инициативе самого же «Полтавабудцентр» оставлены коллегией АМКУ без рассмотрения.

Что это за компания и почему она – по данным самого же АМКУ и аналитической платформы Prozorro– стала одним из лидеров по количеству жалоб в этой отрасли?

ООО «Полтавабудцентр» – типичная «прокладка», у которой нет собственной материально-технической базы (ни своих асфальтобетонных заводов, ни техники), все производственные мощности по договорам аренды принадлежат аффилированным структурам. Например, асфальт для строительства дороги под Никополем собирались возить из Николаевской области, а в Полтавскую область – из Сумской, что существенно превышает нормативы.
Однако при этом ценовые предложения «полтавчан» на торгах на 10-15% ниже цены конкурентов. Если заказчики работ выявляют техническое несоответствие компании требованиям тендера или отсутствие опыта, и пытаются отстранить ее от конкурса – «Полтавабудцентр» ищет и находит любой повод, чтобы обжаловать такие действия.
Подробно техническую часть этих жалоб «Наші гроші».

Впервые о фирме заявлял нардеп Юрий Соловей летом 2017 года, когда компания своими жалобами заблокировала строительство дороги Косив-Куты. Тогда парламентарий предполагал, что «полтавцы» действуют в интересах другого участника тендера. Но история не получила должного развития.

Спустя год региональные СМИ переполнены информацией о том, что такие жалобы «полтавской» компании стали реальной проблемой для дорожного строительства на самых важных трассах, которые сегодня реконструируются по правительственной программе. Например, Сумской облсовет даже вынужден был обратиться к Генпрокурору и в СБУ с требованием отреагировать на действие полтавской фирмы, поскольку из-за нее целая область могла лишиться финансирования на дорожное строительство. Аналогичные скандалы вспыхивали в Одесской, Винницкой, Львовской, Ивано-Франковской, Днепропетровской, Николаевской областях.

Кто стоит за «Полтавабудцентром»?

Компания, претендующая – и выигрывающая! – на миллиардные господряды, имеет 0 грн. уставного капитала. Конечный владелец, согласно реестру – Асланян Славик Арамович.
Реальным бенефициаром схем является семейство одесских предпринимателей армянского происхождения по фамилии Амирханян во главе Араиком Хачиковичем Амирханяном.
Брат Араика – Армен Хачикович Амирханян руководит ООО «СПМК-172», у которого «Полтавабудцентр» якобы арендует асфальтовые заводы по всей Украине. Учредителем компании и бенефициаром записана Седа Амирханян. Эта компания является фигурантом уголовного производства, в рамках которого и предъявлены обвинения Араику Амирханяну. Его обвиняют в том, что подконтрольная ему компания ООО «СК «Дорлидер» при участии подконтрольной же ему СПМК-17 уклонилась от уплаты налогов в сумме более 5 млн. грн. Речь в уголовном производстве идет также о легализации денег, полученных преступным путем, и организованной группировке.
Компании «Дорлидер» и «СК Дорлидер» – это предшественники "Полтавабудцентра" на рынке дорожного строительства, которые функционировали под руководством клана Амирханянов со средины 2000-х. В эту же структуру входит «Николаевбудцентр» – «клон» «полтавской» фирмы для подрядов в Николаеве.

Недавно СБУ провела обыски в офисах Амирханянов и выявила доказательства подделки сертификатов соответствия даже арендованных мощностей, что могло поставить под угрозу безопасность на построенных фирмой дорогах из-за низкого качества работ и материалов.

Кто же является покровителем «дорожного» семейства, которое путает карты не только местным властям, но и правительству, систематически блокируя масштабные проекты на миллиарды гривень?

Есть все основания полагать, что Амирханяны пользуются прямой поддержкой первого заместителя главы Антимонопольного комитета Украины Марии Нижник. По данным источников в правоохранительных органах, именно она, используя свое служебное положение, способствует «Полтавабудцентру» в блокировании государственных закупок по строительству дорог на всей территории Украины.
«Используя властные полномочия Нижник М.В., ООО «Полтавабудцентр» постоянно шантажирует других участников закупок с предложениями разблокировать процедуру закупок при условии удовлетворения их коммерческих интересов. В результате таких действий темп выполнения дорожно-строительных работ в Украине существенно снизился, поскольку строительный сезон подходит к концу, конкурсы так и не проведены, а к выполнению работ никто не приступал. В результате сложилась ситуация, что бюджетные средства на конец года так и не использованы в полном объеме, работы, которые запланированы в 2018 году, в лучшем случае начнут выполняться в апреле-мае 2019 года», – сказано в служебной записке на имя одного из руководителей силовых ведомств, копия, которой есть в распоряжении редакции.

Мария Нижник пришла в Антимонопольный комитет из юридической компании Aequo, которая считается «кузницей кадров» для высоких постов в госорганах под покровительством замглавы Администрации Президента Алексея Филатова.

По материалам «24tv.ua».

| | | | - | | | | | |