.
Кто правит современной Россией.

Кто правит современной Россией.

mlp / 17.06.2018

Этот материал был представлен dal.by.
По мнению авторов, нынешнюю правящую элиту можно систематизировать, если использовать для этого функциональный подход, хотя предлагаемое разделение носит условный характер.
С учетом кадровых перестановок и внутриэлитных трансформаций 2016-2017 годов в окружении Путина выделяют пять типов фигур, вовлеченных в принятие ключевых управленческих и политических решений. Статус не закреплен навсегда - каждый руководитель может в той или иной степени совмещать несколько функций, но одна всегда будет доминирующей.

Гаранты безопасности
Речь о силовиках, но не только. Начиная с 2012 года их роль и влияние заметно выросли. Среди силовиков есть множество людей, находящихся по большей степени в тени, но активно принимающих участие в подготовке государственных решений. Это руководство ФСБ, Росгвардии, Совета безопасности, Минобороны, аппарат Совбеза, Генштаб. Сюда же отнесли часть Администрации президента (А. Громов, Д. Песков). Не случайно силовики оказываются в одной упряжке с гражданским звеном, отвечающим за информационную политику Кремля.
Влияние этих людей выстраивается именно через информационно-аналитическую функцию, которая и обеспечивает доминирующее положение внутри системы. Важно также добавить, что гаранты безопасности действуют исходя из выраженной антизападной, антилиберальной идеологической рамки. Не являясь идеологами они формируют определенную концепцию восприятия действительности, провоцирующую появление ура-патриотической идеологии.

Советники-эксперты
Одна из самых публичных и при этом разрозненных категорий людей из окружения Путина. Экспертную функцию, прежде всего в вопросах экономической, финансовой и бюджетной, социальной политики, выполняет правительство России.
В этой же категории Алексей Кудрин, активно участвующий в разработке и стратегии развития страны и предвыборной программы Путина, глава Сбербанка Герман Греф, регулярно предлагающий реформы, помощник президента Андрей Белоусов Сергей Глазьев, руководство Высшей школы экономики, РАН, Российской академии народного хозяйства при правительстве РФ.
Эта категория предлагает Путину концептуальные решения, касающиеся развития страны, но не пользуется степенью доверия гаранта. Советники-эксперты - одна из самых политически слабых категорий, но наиболее публична. Советники-эксперты предлагают свои решения, но чаще всего реализуют чужие.

Политические архитекторы
Сюда относят Владислава Суркова, который ограниченное влияние на сферу внутренней политики он сохраняет до сих пор, его преемника Вячеслава Володина, который реализует свои возможности как глава нижней палаты парламента, неформальный куратор партии власти.
Увеличивается политическая роль Валентины Матвиенко, которая сделала из Совета Федерации респектабельный орган для политических старожилов.
Архитектором является и Сергей Кириенко, который по-новому строит работу кремлевских политических менеджеров.
Политические архитекторы, как и советники-эксперты, в своей работе тоже часто упираются в стену гарантов безопасности.

Администраторы
После кадровых перестановок 2016 года администраторы стали занимать места крупных политических тяжеловесов. Они в последние полтора года заменяют политических назначенцев в самых разных структурах: руководство Администрации президента (прежде всего ее глава, а также протокол и референтура), руководство ФСО, губернаторы. К этой же категории можно отнести, пусть и с большими оговорками, МВД (как самый политически слабый силовой орган), а также СКР, который превращается в административную пристройку к ФСБ.
Администраторы - это своеобразные административные нейтрино: их персональное влияние незаметно, но они повсюду - начиная с самого верха вертикали (тот же Антон Вайно, глава президентской администрации) и заканчивая сити-менеджерами. Их распространение связано с кризисом политической ответственности. На особом положении тут Управление внешней политики Администрации президента и МИД. Многофункциональность объясняется тем, что внешнеполитический блок находится в определенном смысле на передовой всей российской государственной политики.

Распорядители
Это пятая самая мощная категория с точки зрения масштабов обладания ее представителями финансово-политическими ресурсами. Сюда входят соратники Путина, получившие крупные активы либо в управление (государственные олигархи в лице И. Сечина, С. Чемезова, А. Миллера и др.), либо в собственное владение благодаря близости к государству (друзья-бизнесмены, например Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко).
Сюда же относят тех, кто в свое распоряжение получил не только активы, но и крупные политико-управленческие задачи, - например, Рамзан Кадыров и Сергей Собянин, отвечающие соответственно за Чечню и российскую столицу. С большими оговорками, но распорядителем также оказывается и Дмитрий Медведев - лидер партии власти, глава правительства и одна из ключевых фигур в системе принятия решений и обеспечения ее стабильности. Нельзя забывать, что Медведев, при всей девальвации его политического статуса, был членом правящего тандема, а сегодня является единственным внутри власти, кому Путин доверил бы свое замещение в экстренной ситуации.
Распорядители - это самая мощная, самая влиятельная, наиболее приближенная в персональном плане к Путину, и при этом наиболее уязвимая категория. Ее представители в наибольшей степени подверглись санкциям, у них самое неопределенное и рискованное будущее, так как зависимы от Путина. Этой категории есть, что терять в случае политической дестабилизации. Это своего рода ресурсная база режима, неспособная к воспроизводству в "другой" России.

***
Тенденции последних трех лет показывают, что категория гарантов безопасности будет продолжать доминировать во влиянии на принятие государственных решений, а роль советников-экспертов, активизировавшихся на время президентской кампании, будет и дальше падать.
Судя по всему, политический режим от фазы взросления переходит к фазе зрелости, когда ключевая цель не завоевание, а удержание. Время делает решение этой задачи все более затратным и болезненным для самой власти, но в еще большей степени для наиболее тяжеловесной и консервативной ее части. А это означает, что страну может ожидать большая контрперестройка: набор структурных перемен, призванных гарантировать неприкосновенность нынешних бенефициаров режима, но уже с прицелом на постпутинскую Россию.

| | | | - | | | | | |