.
Что ждет украинцев по новому закону о коммуналке: ТОП-5 изменений.

Что ждет украинцев по новому закону о коммуналке: ТОП-5 изменений.

mlp / 10.11.2017

UBR.ua при помощи юристов разбирался, чего ждать украинцам от доработанного проекта №1581-д «Про житлово-комунальні послуги».
9 ноября 262 нардепа проголосовали за него.

В итоге этого голосования народный депутат А. Бабак, как и обещала в случае принятия закона, заявила о сложении своих депутатских полномочий.

Новый закон меняет терминологию, так как призван урегулировать множество моментов, связанных с переходом от традиционных ЖЭКов к ОСМД или управляющим (компаниям или лицам).
Например, все услуги ЖКХ будут считаться не деятельностью, а «результатом хоздеятельности», направленной на обеспечение нужд жильцов. То есть, предполагается, что платить надо за конкретный результат. Сейчас, например, уборка территории и содержание дома считается «деятельностью».
Вместо нынешних безликих «производителей» услуг появятся «исполнители» — субъекты хозяйствования, предоставляющие коммунальную услугу по договору с потребителем, т.е. без договора коммунальная услуга не будет считаться таковой.
Договор может быть заключен как с индивидуальным, так и с коллективным потребителем. Индивидуальный договор заключается с владельцем помещения или тем, кто им пользуется с ведома и разрешения владельца.
Для упорядочения взаимоотношений поставщиков коммунальных услуг с ОСМД новый закон вводит термин «коллективный договор» о предоставлении сервиса. Он заключается по решению объединения жильцов и обязателен для выполнения каждым из сособственников.
«В старом законе фактически отсутствует деятельность ОСМД и управляющих, так как раньше не было таких объединений», — сказал UBR.ua глава Всеукраинского совета глав ОСМД Роман Бондарук.
Причем коллективный договор от имени всех жильцов можно заключать без создания ОСМД или управляющего. Их интересы может представлять «уполномоченное лицо».
В законодательстве о ЖКХ исключен термин «балансодержатель» и вместо него будет определение «управитель многоквартирного дома», т.е. некое лицо, управляющее домом с целью надлежащей эксплуатации. Соответственно, появляется услуга по управлению многоквартирным домом. Даже если жильцы так и не выберут своего представителя, им все равно придется заключить договора с каждым поставщиком коммунальной услуги в добровольно-принудительном порядке. По мнению юристов, это стимулирует к объединению, чтобы принимать участие в управлении домом и не платить попусту монополистам.
«Новый закон прямо позволяет отключать от поставок услуги, если нет оплаты. До сих пор такой четкой нормы не было. Это все было где-то в подзаконных актах. А при автоматизированной процедуре заключения договоров ты должен платить или тебя отключат», — объяснил UBR.ua старший юрист ЮФ «Астерс» Роман Дробоцкий.

По новому закону, жильцы смогут либо организовать ОСМД, либо просто объединиться и заключить один коллективный договор на весь дом. Расчеты будет проводить уполномоченное лицо, и все платежи жильцов будут идти на один счет со спецрежимом. Он не позволяет арестовывать эти средства, которые можно тратить только на оплату конкретной коммунальной услуги. На случай, когда не заключен коллективный договор, потребуется заключение нового индивидуального соглашения.
Вводится абонплата в пользу поставщика услуги (кроме поставок газа и света), в состав которой будет входить возмещение расходов поставщика на распределение услуги, сбор денег с абонентов, а также на обслуживание индивидуальных счетчиков (например, за отопление). Предельный размер абонплаты должен определить Кабмин.
В случае с коллективными договорами такой платы нет, так как поставщик услуги практически не несет расходов по работе с тысячами абонентов, а только с одним представителем от дома.
При поставках по индивидуальным договорам вводится также плата за содержание и ремонт внутридомовых сетей (от входа в дом до квартиры).

Закон позволяет жильцам не включать плату за сети в свой счет за услугу. Однако в таком случае зона ответственности монополиста будет заканчиваться на входе в дом. И если в старом доме порвет трубу где-то в подвале, то чинить ее будет некому.
Такое может случиться, если жители дома так и не выбрали форму организации своих отношений с поставщиком услуг, либо не смогли договориться о размере платы за обслуживание сетей. Тогда они за свой счет нанимают ремонтников. «Фактически, это вынудит собственников объединяться для решения общих проблем в доме. Поэтому решение о применении индивидуальных или коллективных договоров желательно принимать вне зависимости от организации ОСМД», — отметил Роман Дробоцкий.
Если ничего не делать, то вам пришлют типовой договор (утверждается Кабмином). Когда через 30 дней вы не подписали его и не отказались от получения услуги, он автоматически считается заключенным.
Люди часто отказываются подписывать договора с поставщиками и компании вынуждены вести массовую претензионную работу с должниками. Новый закон о ЖКХ значительно упростит этот процесс, так как поставщики смогут требовать и получать плату, даже если нет договора, но есть потребление услуги.
В этом индивидуальном договоре будет указан размер абонплаты и за обслуживание сетей. В случае коллективного договора плата за обслуживание сетей поставщику тоже может не взиматься, так как ОСМД или управитель будет сам следить за состоянием сетей в доме. «Лучше платить управителю за ремонт и обслуживание сетей, чем каждый месяц отдавать деньги монополисту просто так. Хотя эту работу ОСМБ или управитель тоже может поручить поставщику услуги. Например, в старых домах, где что-то постоянно ломается или в жилых комплексах, где надо содержать свою службу ремонта, а это не всегда выгодно», – говорит юрист.
Капремонт домовых сетей — забота собственников в любом случае. Просто монополист берет деньги за исправную работу трубы. Если будет прорыв в подъезде, то дыру залатают, а трубу менять не будут.

Главной новеллой проекта закона об услугах ЖКХ стала статья 26, предусматривающая ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение договора. За опоздание с оплатой потребитель обязан будет уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.
Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
«Начисления пени делает потребителя беззащитным перед исполнителем, поскольку расчет такой пени и методику начисления никто предоставлять не будет», — заметила UBR.ua юрист адвокатского объединения «МАКМЕЛ» Анна Белолипецких.
По ее словам, хотя законопроект и предусматривает право потребителя получать бесплатно объяснения, расчеты и документы по начислению, но такое право есть и сегодня, однако истребовать реальные объяснения по расчету задолженности, например, за тепло, возможно только через суд.

По материалам УБР.

| | | | - | | | | | |