.
Стране нужны два миллиона предпринимателей.

Стране нужны два миллиона предпринимателей.

mlp / 15.09.2017

Мир меняется. Передовые экономики все больше развиваются на основе малого и среднего бизнеса. В Израиле 99% бизнеса – это предприниматели и малые предприятия. В Польше 54% ВВП создается малым бизнесом. И поляки на этом не останавливаются. Их целевая модель – 80%, как в Дании.

Почему я вспомнил Польшу и Израиль? Потому что по состоянию на 1991 год их ВВП был меньше украинского. С тех пор польская экономика выросла почти в пять раз, а израильская более чем в шесть раз. Зато Украина за 25 лет показала едва 20% прироста. Если это «намазать на хлеб», то получатся жалкие 0,8% роста в среднем ежегодно.

Мне могут возразить, что были лучшие времена, когда экономика увеличивалась на 10-13% в год. Да, были. Но это, к сожалению, не было украинское экономическое чудо, созданное нами, украинцами. Просто тогда так благоприятно складывалась конъюнктура на внешних рынках. Росла мировая экономика, был спрос на украинское сырье (металл), росли и мы.

Когда праздник закончился и в 2008 году нагрянул мировой финансовый кризис, украинская экономика обвалилась сразу на 15%. Зато Польша и Израиль продолжали расти даже в кризис. Польша стала единственной экономикой в ЕС, не претерпевшей рецессии. В 2008 году она имела прирост ВВП + 2,6%, в 2009 году + 1,6%. Израиль + 4% и + 0,5% соответственно. А уже в 2010-м прыгнул до + 4,5% в том же году, когда еще мир приходил в себя от глобального спада, Израиль вошел в клуб высокоразвитых богатых стран – Организацию экономического сотрудничества и развития. Стал 32-м ее членом.

Опять же, почему я беру в пример эти две страны. Потому что Польша является для нас своеобразной целевой моделью успешной трансформации бедной страны с плановой экономикой в успешный европейский проект. Мы с поляками сходны по территории, населению и ментальности.

В то же время Израиль нам интересен как государство, созданное с нуля в пустыне, как наглядный пример того, что постоянно воюющая за свою независимость страна может быть инвестиционно привлекательной, с инновационной моделью экономики в окружении враждебных государств и входить в рейтинг самых богатых стран мира.

Почему получилось у Польши и Израиля? Потому что это страны предпринимателей. Основой польской и израильской экономики является малый бизнес. Украина так же должна стать страной предпринимателей.

Мне могут возразить, так у нас же тоже по статистике 300 тысяч малых предприятий и 1 млн 750 тысяч частных предпринимателей. Что, мол, согласно этой арифметике украинский малый и средний бизнес обеспечивает почти 63% ВВП.

На первый взгляд это так. Но тогда возникает резонный вопрос: почему ВВП на душу населения в Польше 12 500 долларов, а в Украине 2,2 тысячи, почему ВВП Польши 470 млрд долларов, а у нас 93 млрд. А средняя зарплата у них 1150 долларов, а у нас 276. Четыре-пятикратная разница не в нашу пользу.
Почему?

Ответ на поверхности – потому что из 1 млн 750 тысяч зарегистрированных в Украине предпринимателей «живых» только 400 тысяч. А что же остальные 1 млн 350 тысяч? В предпринимательском плане это «мертвые» души. Держатели свидетельств о регистрации, которые не проявляют никакой предпринимательской инициативы. Они обслуживают крупный бизнес, чтобы скрыть или размыть конечного бенефициара и сидеть на едином налоге.

Итак доля малого и среднего бизнеса в ВВП нашей страны на самом деле значительно меньше. По нашим подсчетам – не более 15%. Зато в соседней Польше 3,6 млн предпринимателей и малых предприятий. То есть на 10 поляков приходится один малый бизнес. У нас этот показатель минимум в шесть раз ниже – 1 к 60.

Чувствуете закономерную парадигму пропорций украинских и польских показателей ВВП, средней зарплаты, количества предпринимателей? Насколько они коррелируются между собой, насколько уровень жизни и развития зависит от предпринимательской инициативы?
Где же выход?

Стране нужны предприниматели. По меньшей мере 2 миллиона живых, настоящих, инициативных и смелых. Именно такое количество по расчетам нашей команды может кардинально изменить погоду в экономике страны. В конце концов, об этом свидетельствует успешный опыт Польши и Израиля, о котором говорилось выше. У них действуют мощные системы воспитания, обучения, выращивания и поддержки предпринимательства.
А что у нас? "Зрада" или "перемога"?

За три года проведена масштабная работа по дерегуляции. Большинство регистраций и разрешений государственных органов на предпринимательскую деятельность можно оформить онлайн. Благодаря этому Украина существенно продвинулась в глобальном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business-2017 и заняла 80-е место, а еще недавно – в 2011, 2012, 2013 годах она была всего лишь на 149-м, 152-м, 137-м местах . Поэтому в этом почтенном рейтинге из 185 стран мира мы в условиях войны и кризиса за последние три года переместились из нижней части списка человеческой цивилизации в верхнюю. За три года мы сделали больше, чем за предыдущие двадцать три.

С 1 сентября вступила в действие ассоциация с ЕС, соглашение о свободной торговле. Она дает большой шанс украинскому бизнесу, именно малому и среднему, который будет ориентирован на европейский рынок и европейские правила. Плюс к ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС нашими западными партнерами рассматривается так называемый план Маршалла для Украины. Объем: 25 миллиардов евро – по 5 миллардов евро ежегодно. И это уже будет новая реальность, которая наступит после саммита Восточного партнерства, который пройдет в Брюсселе 24 ноября. Куда эти инвестиции должны прийти, если не в малый и средний бизнес?

В конце концов, украинская банковская система, очищенная, перешла на международные стандарты отчетности и управления рисками, ее буквально распирает от ликвидности более чем 100 млрд грн, имеет бешеный аппетит к кредитованию и ищет качественного заемщика. Кто это должен быть, как малый и средний бизнес?

Более того, треть украинских банков объявила, что для них приоритетом является малый и средний бизнес. Причем эта треть банков, практически вся в ТОР-части украинской банковской системы.

Еще два года назад у нас вообще не было такого направления как обслуживание малого и среднего бизнеса. Понимая, что именно за этот сектор реальной экономики будущее, мы создали с нуля специальное подразделение. Теперь имеем больше 140 000 клиентов-предпринимателей и малых предприятий. Наиболее активны аграрии. За последний год они нарастили кредитный портфель на четверть. И сейчас половина новых кредитов, выдаваемых малому и среднему бизнесу, представляют также именно АПК.

А что же дальше – где остальной украинский малый и средний бизнес? Тот, который имеет прозрачную систему собственности, белый баланс, отчетность, какую-никакую кредитную историю?

Его почти нет. А то, что есть, это узковатый рынок. И за него идет бешеная конкуренция между банками. Фактически, такой заемщик может проводить тендер на лучшую кредитное предложение от банков-кредиторов.

Но чем банкам конкурировать за такого заемщика? Сотыми процента процентной ставки по кредиту? Десятью гривнами комиссионных? Несколькими минутами на то, кто быстрее откроет у себя счет предпринимателю?

Все это классический «красный океан» – очень маленький рынок и очень большая, до безумия, конкуренция, которая не дает роста.

Из этого тупика есть только один выход – выйти за традиционные рамки и действовать по стратегии голубого океана – создать новое пространство, новый рынок. И именно в этом задача национальной программы поддержки малого бизнеса «Строй свое!». Что мы предлагаем? Легкий старт для бизнеса и обучения, для этого создан специальный портал, где будут предоставлять консультации и советы ведущие специалисты и менторы. Ну, и, наконец, кредитование. Уже идет работа с муниципалитетами о возможности компенсации процентных ставок, ведь малый бизнес находится именно на местах в конкретных общинах. И если он работает легально, создает дополнительные рабочие места, то производит импульс в развитии общества.

Тем более, что в большинстве регионов действуют местные программы поддержки малого бизнеса. И теперь настало время, чтобы они заработали. Не на бумаге, а реально. Понятно и прозрачно для каждого, кто хочет открыть свое дело. Ведь децентрализация делегировала на места колоссальный ресурс для развития. И эти деньги должны работать на пользу каждой общины, генерируя прибыль.

Убежден, что вскоре мы выйдем и на государственный уровень поддержки малого и среднего бизнеса с учетом международного опыта. Это может быть и компенсация ставки, и части тела кредита, и государственная гарантия, и создание специального фонда. Примеров множество. Главное сделать первый шаг и двигаться в стратегическом направлении. А он пока один – стране нужны 2 миллиона предпринимателей.

Андрей Пышный
Банкир, глава правления Ощадбанка

Источник: Частный предприниматель

| | | | - | | | | | |