.
Что тормозит реализацию Закона «О государственно - частном партнёрстве»?

Что тормозит реализацию Закона «О государственно - частном партнёрстве»?

mlp / 28.06.2017

Это тема очередной программы «Контраргумент» на Николаевском областном телевидении.

«Государственно-частное партнерство – сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами – предпринимателями (частными партнерами), осуществляемое на основе договора в порядке, установленном этим Законом и другими законодательными актами», - гласит первый абзац первого пункта статьи 1 Закона «Про державно-приватне партнерство».
Он был принят 1 июля 2010 года, а изменения вносили трижды в 2012 году и крайнее 24.11.2015 г.

Этому закону исполняется 7 лет. По информации Минэкономразвития его реализовали в двух небольших городках Украины.
С одной стороны - есть реализация.
С другой стороны - 2 проекта в стране, где на 1 января 2017 года насчитывалось 460 городов, 885 посёлков городского типа и 28 377 сельских населённых пунктов.

Для Николаевского региона реализация закона о ГЧП могла бы иметь большое значение, если учесть сферы применения ГЧП.

Согласно статье 4, ГЧП применяется в строительстве и/или эксплуатации автострад, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, морских и речных портов и их инфраструктуры. Именно о них идут разговоры в последние годы – японский мост, концессия портов, реконструкция дорог области.

Почему же такой закон, где все вроде бы прописано, не востребован в стране, где необъятный фронт работ?

Анализируя законодательство о ГЧП, которым определены процедуры получения линейных объектов и реализация самих проектов, эксперты выделили риски, с которыми сталкивается частный партнер:

1) очень сложная, многоэтапная и забюрократизированная процедура, заключающаяся в получении огромного количества согласовательных документов от различных органов государственной власти, которые затем между собой долгое время согласовывают и пересогласовывают;

2) сложная процедура получения согласовательных и разрешительных документов от государственных органов; кроме того, частные партнеры сталкиваются с сопротивлением и отсутствием поддержки со стороны партнера - государства;

3) законодательство не согласовывает между собой различные правовые механизмы: ГЧП и концессию, концессию и аренду земли, аренду земли и договоры о совместной деятельности и т. п. Такие несогласования порождают необходимость двойной регистрации договоров, дублирование административных процедур, дублирование содержания соглашений, которые вместе создают систему ГЧП, дублирование функций государственных органов;

4) отсутствуют гарантии выполнения финансовых обязательств по проектам ГЧП на весь срок их реализации со стороны государства, что связано с утверждением государственного бюджета;

5) Бюджетным кодексом Украины не предусмотрена возможность гарантирования компенсации убытков частного партнера;

6) отсутствуют налоговые и таможенные льготы для реализации проектов ГЧП;

7) декларативные положения законодательства по государственной поддержке частного партнера;

8) несовершенство законодательного механизма защиты частным партнером своих нарушенных прав, что касается права требования от государства выполнения обязательств и компенсации понесенных расходов в связи с невыполнением обязательств.

Эти проблемы в комплексе влияют на реализацию ГЧП в Украине, но больше всего эффективности реализации ГЧП в Украине мешает отсутствие реальных государственных гарантий (предоставление которых прямо предусмотрено законом) частному партнеру для реализации проекта, а также несовершенный механизм защиты своих прав частным партнером. Это касается, прежде всего, не судебной системы, а именно системы выполнения решений суда.
Порядок возврата средств из государственного или местного бюджета довольно сложный (постановление КМУ "Об утверждении порядка исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников" от 03.08.2011 № 845), причем возврат средств возможен, только в случае наличия бюджетных ассигнований на счете органа, осуществляющего такое возмещение.

Есть в законе статья, которая вряд ли способствует привлечению инвестора. Статья 7 гласит: «Право власності на об'єкти, що добудовані, перебудовані, реконструйовані в рамках державно-приватного партнерства, належить державному партнеру… Об'єкти державно-приватного партнерства не можуть бути приватизовані протягом усього строку здійснення державно-приватного партнерства».
Таким образом, 50 лет инвестор может вкладывать средства, не имя права собственности на объект.

Именно государство готовит и предлагает инвесторам предложения по участию в ГЧП. И статья 5 закона определяет формы осуществления ГЧП – договоры о концессии, управления имуществом, совместной деятельности.

Несколько слов о концессии.
Недавно в Николаеве зам. министра Минэкономразвития М. Титарчук сказал: «Мы прорабатываем новый законопроект «О концессиях». После этого нужно будет внести 18 изменений в подзаконных актах». В планах министерства в этом году сделать закон про концессию, который будет затрагивать не только порты, но и автомагистрали, аэропорты. «Мы уже получили проект закона, создана рабочая группа, если все будет хорошо, до осени планируем подать в Верховную Раду», — рассказал Титарчук, кстати, по образованию налоговик.

Есть вопрос к киевскому чиновнику – на чем основано его заявление, что закон о концессии касается только портов?

18 лет назад, а точнее 16 июля 1999 г. Закон Украины «О концессиях» подписал президент Л. Кучма. Затем его дополняли и меняли в 2002-2005г.г.,в 2009-2014г.г. и крайний раз в 2016г.

В редакции закона от 01.07.2010г. статья 3 определяет объекты для предоставления в концессию - «будівництво (комплекс дорожньо-будівельних робіт, пов'язаних з будівництвом, реконструкцією, капітальним ремонтом) та/або експлуатація автомобільних доріг, об'єктів дорожнього господарства, інших дорожніх споруд; аеропортів, злітно-посадкових смуг на аеродромах, мостів, шляхових естакад, тунелів, інших шляхів сполучення, метрополітенів, морських і річкових портів та їх інфраструктури».

В ноябре 2015 года тогдашний глава Мининфраструктуры А. Пивоварский заявил, что министерством принято решение не передавать предприятия в концессию по старому закону «О Концессии» и будут его менять. «Когда будет изменено законодательство, мы войдем в рынок и будем запускать по нему проекты», - сказал Пивоварский.
Получается, что украинскому министерству законы не писаны?

Оперативно сменили не закон, а министра. На смену Пивоварскому пришел В. Омелян. И в конце августа 2016 года заместитель нового министра Н. Казначеева (финансовый аналитик) сказала, что концессионная деятельность в Украине регулируется одновременно четырьмя законами и Законом Украины «О государственно-частном партнерстве», но «они не гармонизированы и абсолютно не investment friendly» (т.е. не благоприятствуют инвестициям).

Минэкономразвития обратилось к ЕБРР предоставить техническую помощь для анализа существующего и разработки нового закона о концессии и четкой концессионной политики. Казначеева говорила, что до конца 2016 года должны разработать законопроект, предложения по изменению подзаконных актов, документ, описывающий пошаговую политику ГЧП/концессии (начиная с того, какой госорган должен это делать, и заканчивая тем, какие процедуры должны быть).
Что покажет осень 2017 года, увидим.

О чем говорит эта хронология заявлений?

Для реализации ГЧП в Украине, прежде всего, нет:
а) политической воли,
б) качественной нормативно-правовой базы.

К великому сожалению, в нашей стране стабильна лишь нестабильность в руководстве, резкие повороты от ранее данных обещаний бывшими министрами, перегруженность актами юридической системы Украины и, конечно же, коррупция на всех уровнях государства.
Коррупцию рождает, прежде всего, украинский парламент, принимая множество нормативных актов, систематически внося поправки и изменения, которыми пользуются лоббирующие их лица. Это отражается на судебной системе
.

В июне 2017 года министр финансов Украины Александр Данилюк в интервью «Деловой столице» сказал: «Своим законодательством о труде или другими ограничениями, в том числе «прозрачной работой» ГФС и силовых структур, мы отпугиваем бизнес».

Инвестор.

| | | | - | | | | | |