.
Как ProZorro чиновники делают непрозрачным.

Как ProZorro чиновники делают непрозрачным.

mlp / 23.02.2017

Об этом информировал Апостроф.

Год назад в Украине вступил в силу закон «О публичных закупках» (№ 922-19), предусматривающий проведение государственных закупок через систему публичных электронных закупок ProZorro.
«Заработал» он позже: с 1 апреля для центральных органов исполнительной власти и монополистов, а с 1 августа — для всех заказчиков.

Открытые торги осуществляются с обязательным проведением аукциона по низкой цене. Через ProZorro идут закупки, где товар одной категории или предоставление услуги от 200 тыс. грн., для работ — 1,5 млн. грн. в год.
Меньшие бюджетные закупки проводить через ProZorro или нет, решает каждое госучреждение самостоятельно. Есть регионы, где местные власти своим распоряжением обязали все госорганы закупаться исключительно через электронную систему.

В Украине за 2 года через ProZorro прошло более 577 тыс. процедур с ожидаемой стоимостью более 399 млрд грн. При этом, если верить показателям сайта bi.prozorro.org, по состоянию на 20 февраля, государство сэкономило свыше 17 млрд. грн.

Самым активным регионом по количеству проведенных процедур остается Днепропетровская область — 70 тыс. закупок. Местные власти приняли решение в августе 2015 года проводить через ProZorro все закупки с ожидаемой стоимостью от 3 тыс. грн.

Чаще всего через ProZorro закупали продукты питания и напитки (45 тыс. торгов), медоборудование и фармпродукцию (35 тыс.), офисную и компьютерную технику (около 27 тыс. торгов).

Самая высокая конкуренция в категории финансовых и страховых услуг - в одни торги приходит 4,5 участника. Средний показатель по системе - 2,45 участника в тендере, а треть торгов - 1 поставщик.

Потенциальные участники электронных торгов все еще боятся пресловутого «человеческого фактора». Ведь желание причастных к госзакупкам чиновников набить карманы за государственный счет никуда не делось, а способов это сделать нашли предостаточно.

Одна из самых простых схем — это участие в тендере «псевдофирм», которые сбивают цену, а в случае победы, ни с того, ни с сего отказываются подписывать договор с заказчиком. В таком случае или же подписывается договор со следующим за победителем, или же нужно проводить тендер заново.
Вторая схема— попытка «спрятать» в электронной системе тендер, чтобы потенциальные участники не смогли его найти, а «доверенные» поставщики узнали вовремя. Для этого обычно пишут название тендера с грамматическими ошибками, например, «Закупка машын», квалифицируют это не как автомобильный транспорт, а как «Электрооборудование, прочее», подгружают нечитабельную тендерную документацию и объявляют тендер, в надежде, что его не заметят другие участники, а найдут только «свои люди». Также можно прописать в требованиях к участникам столь дискриминационные условия, что им будут отвечать всего один-два потенциальных подрядчика на рынке. И, конечно же, это будут исключительно «свои» компании.
Еще один способ для «нужных» подрядчиков — выделить для подачи предложений очень короткий период времени, всего несколько часов. Например, объявить тендер поздно вечером, а на утро уже провести торги и объявить победителя.
Правда, эксперты обращают внимание, что такой способ сейчас вряд ли возможен, ведь законом были установлены минимальные сумма и срок закупки: ожидаемая стоимость — не менее 3 тыс. грн, продолжительность тендера — не менее двух дней. Это сделало невозможным значительное количество злоупотреблений в системе.
Еще один вариант обхода системы обеспечили нечистым на руку чиновникам «допороговые» закупки. Теперь, чтобы избежать электронных торгов либо провести на них своих людей госструктуры разбивают крупный заказ на более мелкие, которые проходят в обычном режиме.

Несмотря на то, что с IT-шной точки зрения система ProZorro защищена отлично, «обойти» ее позволяют стандартные неIT-шные методы.

«Сегодня неIT-шные факторы в системе госзакупок на порядок важнее, чем, если бы мы получили индульгенцию от Билла Гейтса, что ProZorro идеально защищена», — сказал глава правления в Transparency International Ukraine Андрей Марусов.

Первый замминистра экономразвития и торговли Максим Нефедов сообщил, что за 4 тыс. тендеров в день на ProZorro можно увидеть что угодно, любой вариант нарушений, который только может прийти в голову. Но бороться с ними власть может в большей мере статистически. «Может оно как-то звучит цинично, но наша задача бороться с ними статистически. Мы не можем добиться, чтобы у нас было 4 тыс. идеальных тендеров в день. Наша задача — добиться, чтобы доля тендеров, которые мы оцениваем, как не очень качественные, со временем снижалась. Тогда это будет означать, что мы хорошо делаем свою работу», — резюмировал он.

| | | | - | | | | | |