.
Как отстоять свои права на качественные услуги ЖКХ?

Как отстоять свои права на качественные услуги ЖКХ?

mlp / 12.11.2016

Об этом материал независимого адвоката А. Бойко, который предоставил Forbes Украина.

«Веерные» отключения

«Веерные» отключения в Украине закреплены законодательно «Инструкцией о составлении и применении графиков ограничения и аварийного отключения потребителей, а также противоаварийных систем снижения электропотребления» 2006 года Минтопэнерго.
НЭК «Укрэнерго» как диспетчер дает задание каждому энергопоставляющему предприятию Украины составить список объектов, подлежащих отключению на заданную величину. Графики согласовываются с инспекцией Госэнергонадзора и с местными органами исполнительной власти. Потребители и население могут ознакомиться с графиками отключений на официальном сайте энергопредприятия или узнать подробности из СМИ.
В первую очередь под действие графиков попадают промышленные объекты. При необходимости – жилой фонд. В графики аварийных отключений не включаются больницы, детские учреждения, школы, котельные, насосные станции, транспорт, объекты государственного значения.
Однако бывают и случаи безосновательного отключения электроэнергии, не связанного с «веерным». Тогда потребителю необходимо зафиксировать этот факт, составив акт, и выяснить причину. Если это вина поставщика электроэнергии, то в соответствии с законодательством Украины и по условиям договора он несет ответственность в размере двукратной стоимости недоотпущенной потребителю электроэнергии.

Энергообиженные

Гораздо сложнее обстоит дело, если речь идет о низком качестве электроэнергии для бытовых потребителей: напряжение подаваемого тока не достигает 220 Вольт или подается со «скачками». А такое наблюдается по всей Украине – и в селах, и в городах, и в самой столице.
Первое, что необходимо сделать – вызвать представителя поставщика электроэнергии для составления и подписания акта-претензии, где указать сроки, виды, отклонения показателей по предоставлению услуг и т.п. Акт-претензия скрепляется подписями бытового потребителя и представителя поставщика.
Если представитель поставщика электроэнергии не пришел в течение 3 дней со дня обращения в городе, или 7 дней в сельской местности, потребитель имеет право составить акт-претензию в произвольной форме. Даже без подписи представителя поставщика акт считается действительным, если его подписали не менее трех бытовых потребителей, или бытовой потребитель и выборное лицо домового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.
Акт-претензия бытового потребителя подается поставщику электроэнергии, который в десятидневный срок обязан устранить недостатки или предоставить потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензий.
Если поставщик отказался провести необходимые замеры параметров качества электрической энергии, бытовой потребитель вправе сам организовать проведение таких замеров. Их может проводить организация, имеющая соответствующие полномочия или разрешения. Если нарушения будут доказаны, поставщик электроэнергии оплатит затраты на замеры и возместит 25% стоимости недопоставленной энергии.

Электрический стул

При получении материального ущерба – например, сгорела бытовая техника от поставки некачественной электроэнергии (скачек напряжения), алгоритм действий следующий.
Шаг №1. Зафиксировать факт актом. Необходимо срочно вызвать аварийную бригаду представителей электросети или жилищной организации, и составить соответствующий акт с указанием причин и последствий аварии.
Шаг №2. Установить виновного. Необходимо письменно обратиться к поставщику электроэнергии с целью узнать, на чьем участке ответственности – его или жилищной организации – произошел сбой в работе электросетей; а также – с просьбой получить документы, которые бы подтвердили этот сбой.
Шаг №3. Зафиксировать ущерб и причину. При ремонте техники обязательно сохраните чек об оплате услуг, и попросите мастера предоставить вам письменное заключение о причине поломки техники.
Шаг №4. Предъявить претензию. Подготовьте и направьте претензию в адрес виновника ущерба (это или поставщик электроэнергии или жилищная организация) с требованием возместить Вам причиненный материальный ущерб. Не забудьте приложить к претензии копии всех документов, включая копии вышеуказанных документов.
Шаг №5. Подать иск в суд. Если претензия осталась без удовлетворения, подготовьте и подайте иск в суд. Не забудьте в требованиях иска возложить на виновную сторону компенсацию судебных издержек.

«Горячие источники»

Если вас не устраивает температура батарей или горячей воды, вы можете вызвать поставщика услуг и зафиксировать нарушение договорных обязательств путем составления акта-претензии. Вызвать его можно устно (при помощи телефона), или письменно (отправив письмо с уведомлением). В заявлении должны быть указаны: ФИО, адрес проживания потребителя, вид некачественной услуги.
Независимо от формы заявления, поставщик обязан зарегистрировать его в Журнале регистрации заявок потребителей, сообщив при этом потребителю входящий номер заявления, ФИО лица, зарегистрировавшего (принявшего) его, и время регистрации заявления.
После регистрации заявления представитель поставщика обязан прийти для проверки и фиксации факта ненадлежащего предоставления или не предоставления услуги. Сроки и форма акта-претензии утверждены постановлением КМУ «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения».
Если представитель не явился в срок для составления акта-претензии или отказался его подписывать, акт можно оформить самостоятельно. Для этого необходимы подписи двух потребителей услуги. Акт-претензия должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя услуг, а второй регистрируется в Журнале регистрации актов-претензий исполнителя услуг.
Акт-претензия потребителя должен быть рассмотрен поставщиком услуг в течение трех дней со дня регистрации в журнале. После чего поставщик услуг должен либо распорядиться о перерасчете платежей, либо предоставить мотивированный отказ. Если по истечении 3-х дней не будет дан ответ на акт-претензию, считается, что исполнитель признал факты, изложенные в акте-претензии, и, соответственно, обязан произвести перерасчет за предоставленные услуги.
Процедуры очень сложные для обычных граждан, но за свои права надо бороться и не лениться их защищать. Таким образом, мы формируем культуру цивилизованного сервиса в отрасли ЖКХ.

| | | | - | | | | | |