.
Воронин: в России и на Украине нет футбола.

Воронин: в России и на Украине нет футбола.

mlp / 24.06.2016

Биография футболиста Воронина если не уникальна, то уж точно нетипична для рождённых в СССР. Он всю карьеру был легионером – с 15 лет выступал только за границей. «Байер», «Ливерпуль», ещё то, неразваленное «Динамо», четвертьфинал чемпионата мира – у обладателя такого резюме, наверное, есть право не только иметь своё мнение по злободневным вопросам футбольной повестки, но и вслух его высказывать.
Слова Андрея многим не понравятся. Но это – слова неравнодушного человека. Позиция профессионала, знающего и понимающего предмет, искренне болеющего за футбол.

— Вы посетили все игры с участием сборной Украины?
— В Лион не получилось съездить – далеко и не очень удобно добираться. Так что игру с Северной Ирландией смотрел по телевизору, а две остальные – живьём, на стадионе.
— И как впечатления?
— Супер! Болельщики – это лучшее, что есть на чемпионате Европы. Такая атмосфера! Когда сам на поле стоишь, её особо не ощущаешь. В Марселе был приятно удивлён. Команда уже вылетела, шансов ноль – а на трибунах столько людей в жёлто-синем. Не так много, как поляков, но всё равно поддержка была классная.
— Достойная игра против чемпионов мира сослужила плохую службу украинцам в дальнейшем?
— А я не считаю ту игру такой уж достойной. Не думаю, что Украина хорошо сыграла с Германией. Да, были моменты, которые не реализовали. А игры как таковой не было. Это моё мнение, может быть, я и не прав.
— В игре с ирландцами не заметили у земляков признаков самоуверенности?
— Может быть, они думали, что обыграют Северную Ирландию, а решающей будет встреча с Польшей.
— Только Украина не забила ни гола на Евро. Банально не повезло?
— Что значит – не повезло? Наверное, мы просто не заслужили даже гола на этом чемпионате. Венгры выходят с первого места, исландцы выходят – они молодцы. А у нас с самого начала всё пошло не так. Желания с возможностями не срослись. Мне кажется, команда элементарно была не готова к турниру.
— Функционально или морально?
— И физически, и психологически. По-моему, ребята изначально были не в том тонусе, в каком надо. Глаза не горели, ноги не бежали. Почему – у главного тренера следует спросить.
— Почему не оправдали надежд лидеры – Ярмоленко, Коноплянка?
— Это вопрос, который все сейчас задают. Непонятно. Уверен, ребята сами понимают, что провалили Евро. Хотя надежды были. Побывать на таком чемпионате – уже счастье. Почему им не удалось себя проявить, я не знаю. Не в курсе, какая была обстановка в коллективе. Мне показалось, что они были не готовы. Очень странно выглядела команда. Точнее, даже не команда, а большая часть игроков.
— В том числе юные дарования – Коваленко, Зинченко?
— Хватит делать из, прошу прощения, полуфутболистов футболистов. Пусть играют, доказывают. Не надо столько о них писать и говорить. Ребята талантливые, но ещё ничего не добились, не показали. Я буду только рад, если в лице Зинченко Украина получит ещё одного сильного игрока. У нас любят искусственно делать из кого-то звёзд, а потом они на волне эйфории куда-то пропадают.
— В украинской сборной имело место деление на киевских и донецких?
— Не хочу об этом говорить, потому что меня там не было. Когда я играл, ничего подобного не происходило. Но если это действительно было, то это проблема только тренерского штаба. Он должен был сразу решать проблему. А если не смогли, значит надо было кого-то не вызывать, одного или другого футболиста. Я понимаю, что у нас не такой широкий выбор, но решить вопрос можно было. «Реал» Мадрид с «Барселоной» десятилетиями враждуют, но это не мешает их игрокам совместно выигрывать чемпионаты мира и Европы. Не верю, что разногласия в раздевалке стали основной причиной неудачи Украины.
— При вас такого не было?
— Кто-то с кем-то больше общается, кто-то с кем-то – меньше. Так было, есть и будет. Но у нас никогда не доходило до конфронтации, чтобы кто-то кому-то палки в колёса вставлял. Я вообще не играл на Украине, но отлично ладил и с донецкими, и с днепрянами, и с киевлянами, харьковчанами – со всеми! У нас был очень хороший микроклимат. Очень! Постоянно собирались, играли в карты, смотрели футбол, ходили в ресторан… Сейчас вообще молодёжь другая.
— По результатам украинская сборная стала худшей на турнире. А по качеству игры, впечатлениям?
— Смысл говорить о качестве игры при таком результате? Наверное, это наш потолок. Хотя я уверен, сыграй сегодня, вот прямо сейчас Украина против Северной Ирландии – мы бы её обыграли. Но это турнир, а на турнире мы проиграли. Мне кажется, только в наших сборных – Украины и России – люди не выступают в Европе. Возьмите сегодняшний чемпионат Украины – это же лига двух команд. При этом в «Шахтёре» играют 10 бразильцев. Когда после чемпионата Украины выходишь на Евро или «мир», сталкиваешься с совершенно другими судьями, игроками, иным уровнем сопротивления. И тут начинаются проблемы.
— Ваш кум Тимощук сильно расстроен всего парой минут на Евро?
— Я не видел ещё футболиста, который был бы рад одной минуте на поле. Конечно, Толик огорчён. Естественно, хотел играть. Там много чего непонятного. Непонятно, почему Ротань не играл. Два матча просидел в запасе, а в третьем вышел – и получил приз лучшего игрока. Есть вопросы.
— К тренеру?
— Конечно.
— По-вашему, Фоменко должен продолжить работу со сборной? (разговор состоялся до новости о тренерской отставке. — Прим. «Чемпионата»).
— Он вывел команду на чемпионат Европы, но провалился в финальной стадии. А нужен нам такой тренер или не нужен, хотят с ним игроки работать или нет, не мне решать. Для этого есть другие люди.
— Шевченко готов стать новым главным тренером сборной?
— Пока Шева не станет главным тренером, мы не поймём, готов он к этому или нет. Можно 30 лет тренировать в четвёртой или пятой лиге и ничего не выиграть. А можно прийти в профессию в 37 лет, как Клопп, и сразу начать классную карьеру. Я Юргена хорошо знаю – играл с ним, потом работал под его руководством. Поверьте, в 37 лет он даже не мечтал о такой карьере – а стал тренером, которого теперь знает весь мир. У Шевы есть большой опыт, он играл в Европе, работал с классными тренерами с мировыми именами. У него другой взгляд. А то, что надо менять менталитет, игроков, тренировочный процесс – однозначно. Все чего-то добиваются, а мы 50 лет уже работаем и играем по одной системе.
— Россия с Украиной были одинаково плохи на Евро – или кто-то всё-таки хуже?
— Не надо их сравнивать! Если кто-то хочет понять, кто лучше, кто хуже, нужно организовать товарищеский матч и закрыть этот вопрос. А на Евро обе команды «облажались». У обеих были свои задачи, и обе же их не выполнили, провалились и теперь отдыхают. У России ситуация даже хуже, чем у Украины. Чемпионат мира на носу, домашний! С кем и как играть в 2018 году, непонятно. Я думаю, многих футболистов из заявки на Евро-2016 на чемпионате мира не будет.
— Вы о «старичках»?
— Да. А замены им как таковой нет, чемпионат Европы это показал.
— В чём заключалась главная проблема сборной России во Франции?
— Проблема системная. Её нужно искать внутри чемпионата. Я скажу банальную вещь, но это правда: футболист должен заработать деньги, а не получить. Когда он их будет зарабатывать, тогда будет играть. А пока он их получает – дела не будет. Надо выходить на поле и постоянно доказывать свою состоятельность.
В России 150 миллионов человек, у нас – около 50. И что, нельзя найти 20 человек, умеющих играть в футбол? Мне просто обидно. Я смотрю на Хорватию, на Сербию. У них население меньше, чем в Москве. Но у них у всех нормальные сборные. Почему у нас нет? Что у нас, что у вас. Мне это непонятно. Может быть, надо взять 20 человек – закрыть их где-то на два года, и тренировать, готовить взаперти? Может быть, тогда будет толк? Ну не может и не должно быть такого, что мы постоянно хуже всех. Проблема в нас, получается. Что-то мы неправильно делаем.
— Ваши бывшие одноклубники Смолов и Кокорин провалили Евро?
— Конечно провалили. Я разговаривал и с одним, и с другим. Смол здорово отыграл чемпионат России и очень хотел красиво закрыть этот сезон. Ведь чемпионаты Европы и мира – это в первую очередь базар. Возможность себя показать и продать в классный клуб. Но – не получилось. И это опять-таки проблема тренера. Слуцкий должен был видеть и понимать, что нельзя играть все три матча в три нападающих, нельзя ничего не менять. Если вспомнить, только на острие или в оттяжке Смолов и Кокорин себя ярко проявляли. На краю — никогда, ни в «Динамо», ни в «Анжи». А Слуцкий поставил обоих туда, где они ничего не могут сделать. Мне кажется, это ошибка тренера. Если хочешь всех поставить, наверное, надо было выбрать другую тактику, схему.
— Находите игру в три форварда заведомой авантюрой со стороны тренера?
— Когда я увидел состав против Англии, подумал: «Неплохо, молодец, не боится, а выходит и играет в три нападающих». Но было видно: не их это позиции. Они не могут себя там проявить, как бы ни хотели. Не может Смолов на фланге раскрыть свои качества. Смолов с Мамаевым в «Краснодаре» назабивали вместе около 30 голов. Мамаев Смолову сколько передач отдал. Связка работала. Значит, если выпускаешь Смолова, надо думать, как Мамаева тоже встроить в состав. Подавать с фланга – это не работа Смолова или Кокорина. Это Самедов хорошо делает, Жирков, тот же Шатов. Широков, самый креативный футболист России, не играл. Иванов, от которого исходит вся острота в «Тереке», просидел турнир в запасе…
— Постойте, Широков вышел против Уэльса.
— Да, но два первых матча начинал в запасе. Глушаков, Широков были основными в отборочном турнире, а приехали на Евро и очутились в резерве. Первую игру россияне провалили, тем не менее на второй матч выходит такой же состав. Это не моё дело, я ещё сужу как игрок. Может быть, были какие-то проблемы. Наверняка тренер знает больше, чем рассказывает. Но многое было непонятно.
— Российскую общественность остро интересует вопрос, сгорают ли сейчас футболисты от стыда.
— Конечно, болельщиков бесит, когда пишут, что футболисты зарабатывают много, ничего ради этого не делая. Отвечать нужно каждому за свою игру. Потому что это твоё лицо в первую очередь. Ну скажет он «мне стыдно», на самом деле ничего подобного не чувствуя. Смысл в таком признании? Но если человек отдал всего себя на поле и просто не получилось – он имеет право сказать: «Мне не стыдно. Я лучше не могу – этой мой потолок». Другое дело, когда ты ничего не отдал или что-то недодал, а потом говоришь: «Мне всё до одного места…». Я сам был футболистом и никогда не любил критику. Но всегда переживал из-за плохого результата. Всегда. Для меня это важно.
— В России всё громче звучит призыв к молодёжи – уезжать на запад. Мнение человека, с 15 лет игравшего за границей, — надо ехать?
— Надо всем уезжать. Футбол – за границей. У нас футбола нет. Когда Советский Союз развалился, тогда же и футбол развалился по большому счёту. В России, на Украине можно зарабатывать деньги – но не в футбол играть. Футбола нет, и это все знают. Когда они выходят в Лигу чемпионов, вот там и видят футбол. Игроком можно стать в Европе. Когда на матчи будут приходить не по пять тысяч болельщиков, а по 50 тысяч. Где с трибун не кричат: «Ты дерьмо», и судья – этот самый, и всё это не слышат дети. Вот это футбол. Туда надо стремиться.
— Полагаете, после французской антирекламы кого-то позовут в приличный европейский клуб?
— Нет. Я из двух сборных только Ракицкого позвал бы. Считаю, он отыграл два матча на уровне. А уровень у него хороший. Да, ошибался, но старался. А из сборной России мне, к сожалению, никто не запомнился. Хотя в Премьер-Лиге и Шатов здорово смотрелся, и Смолов, и Дзюба. Единственный из русских, кто качественно отыграл Евро, — Акинфеев. После чемпионата мира все переживали за него, а он выступил на своём уровне. Если бы не он, разница мячей у России была бы намного хуже. Но Акинфеев никогда не уедет из ЦСКА.
— В страны вроде Швейцарии или Чехии есть смысл из РФПЛ ехать?
— Начнём с того, что никто туда и не поедет. Никто в Швейцарии не даст им даже 30 процентов тех денег, которые платят в России. Во-вторых, из «Зенита», ЦСКА, «Локомотива» или «Спартака» банально нет смысла ехать в Швейцарию. Тут играешь постоянно в еврокубках, живёшь дома и получаешь хорошую зарплату. Но всё равно надо понимать: Европа есть Европа. Другой менталитет, люди – другое всё. Проблема в том, что мы к этому не готовы. Мне просто повезло уехать рано, в 16 лет. Я там вырос как футболист и человек. Нам тяжело перестроиться, и это доказали многие трансферы российских и украинских футболистов.
— Вторая по популярности тема у нас – лимит на легионеров. Что с ним делать – ослаблять, ужесточать или вовсе отменять?
— Чтобы были хорошие футболисты, их надо воспитывать – с тем, чтобы потом выгодно продавать в Европу. Понятно, что у клубов калибра «Зенита» или ЦСКА свои задачи – выиграть Лигу Европы или Лигу чемпионов. Они лучше купят Халка за 50 миллионов и ещё кого-то за столько же, а молодой посидит, подождёт. Возьмите Зобнина. Талантливый парень, с потенциалом. Но если бы не случилось развала в «Динамо», скорее всего не заиграл бы даже на том уровне, на котором сейчас играет. Ему просто не дали бы этого сделать. Потому что на поле выходили футболисты с высокими зарплатами. За них заплатили большие деньги – значит они должны играть, отрабатывать вложения, правильно? То же самое в «Зените». Когда Юсупов у нас был, мы говорили: «Молодой пацан, но играет. Так пусть играет!». Нет, купили Нобоа – посадили малого на скамейку, и он год там сидел. А как проблемы начались – вернули. Но это же твой воспитанник, с минимальной зарплатой, на котором ты можешь заработать денег…
Мне кажется, дело не в лимитах. Проблемы начинаются с детско-юношеских школ. В идеале вся школьная система должна работать на основной состав. Чтобы игрок из «молодёжки» приходил в первую команду подготовленным, чтобы его не надо было учить. А у нас везде результат на первом месте. Да он в ДЮСШ вообще никого не должен волновать! Результатом школы должны быть её воспитанники, ребята, которые придут в команду мастеров и будут творить. Но у нас другие понятия. Пацанов в 12 лет уже тренеры гоняют: надо выиграть чемпионат области, города, страны. Как выиграть – без разницы. Главное – выиграть. Кому это нужно?! Мы к пониманию этой простой истины ещё не пришли.
— Придём?
— У меня иногда возникает впечатление, что никому это не надо. У каждого свои задачи. Я об этом кричал в «Динамо». Меня никто не слушал. Говорили: «Воронин со всеми ругается». А я ещё пять лет назад твердил, что «Динамо» убивают. Что получилось, где «Динамо»? Утонуло. А топили специально.
— Кто?
— Я не знаю, кто конкретно. Но просто так нельзя такую команду утопить. Точнее – можно, но, наверное, только в России и только при большом желании. Не надо смотреть, кто из пацанов куда не добежал. Нужно зреть в корень и менять всю систему. Испанцы, голландцы всё давно придумали. Бери человека, плати деньги, и он тебе выстроит работу всей школы. Было бы желание. Пусть через 5, через 10 лет, но дело сдвинется с мёртвой точки. А у нас без конца ищут виновных: те виноваты, эти виноваты. Вместо того чтобы себя спросить: «А что мы сделали для футбола?».

Источник: Чемпионат.com

| | | | - | | | | | |