.
Кого и как ударит искусственное подорожание земли?

Кого и как ударит искусственное подорожание земли?

mlp / 25.01.2016

В «Зеркале недели» ответ на этот вопрос предоставил В. Чопенко в статье «Индексированная земля».

Закон с новым коэффициентом индексации нормативной денежной оценки земель приняли, за обновленный Налоговый кодекс проголосовали, документы подписал президент. Но закон и кодекс существуют отдельно, поскольку нормы закона до сих пор не "вшиты" в тело главной фискальной книги страны.

Разобраться в законодательстве помог академик Национальной академии аграрных наук, доктор экономических наук Леонид Новаковский.

Есть Закон Украины "О плате за землю" от 3 июля 1992 г., которым установлены ставки земельного налога по категориям земель и порядок его расчета и уплаты; размер, условия и сроки внесения арендной платы, распределения и использования средств, полученных от платы за землю.

Для проведения денежной оценки земель, предусмотренной упомянутым законом, Кабмин в марте 1995 г. утвердил Методику денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов. В мае 1997-го — Методику денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме населенных пунктов).

Эту денежную оценку позже назвали нормативной, в отличие от экспертной денежной оценки земельных участков, используемой в гражданско-правовых соглашениях.

Нормативная денежная оценка применяется для определения размера земельного налога; арендной платы за земельные участки; потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального землепользования.

В чем сущность нормативной денежной оценки земель?

Чтобы, определив рентный доход от использования земли, применять не реальную, а среднюю, то есть нормативную (эталонную) величину урожая, учитывая уровень производственных затрат для земель конкретных агропроизводственных групп и природно-сельскохозяйственных районов страны, чего не предусматривала действующая методика.

Поэтому Закон Украины "Об оценке земель" от 11 декабря 2003 г. установил, что нормативная денежная оценка — это капитализированный рентный доход с земельного участка, который определен по установленным и утвержденным нормативам. Показатель среднегодового рентного дохода установлен для земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны по каждой из областей. Для земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения установлены значения нормативного среднегодового эффекта от использования упомянутых земель, а также коэффициенты, учитывающие их ценность в пределах каждой из областей, побережья морей, горных и предгорных частей территорий.

Нормативный среднегодовой экономический эффект от выращивания древесины лесных земель установлен для административных областей Полесья и Лесостепи, а средние годовые плановые производственные затраты с учетом хозяйственной ценности почв — для областей Степи.

Для категории земель сельскохозяйственного назначения до сих пор не установлены и не утверждены показатели нормативного рентного дохода в разрезе административно-территориальных единиц и природно-сельскохозяйственных районов, поскольку правительство не утвердило новую Методику денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на эти недостатки, указанная методика, без учета предложений ученых и апробации, каждый год с декабря 2012-го обнародуется для обсуждения на веб-сайте Госземагентства и Госгеокадастра. Последнее ее появление — 19 ноября 2015 года.

Закон "О плате за землю" от 3 июля 1992 г. установил необходимость проведения денежной оценки земли, но не предусмотрел ее индексацию. 22.12 1999 г. закон дополнен следующим определением: "…денежная оценка земельного участка ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации, порядок проведения которой утверждается Кабинетом министров Украины".

Правительственное постановление №783 от 12 мая 2000 г. установило по состоянию на 1.01.2000 г. коэффициенты индексации на уровне 2,07 для оценки земель сельскохозяйственного назначения; 2,04 — для земель населенных пунктов, части других земель несельскохозяйственного назначения; 1,20 — для земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, лесных земель за пределами населенных пунктов. Определено, что в дальнейшем оценка индексируется по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент среднегодового индекса инфляции года, по результатам которого проводится индексация. Индекс инфляции стал для правительственных чиновников палочкой-выручалочкой в сфере индексации оценки земель, которой манипулируют, как угодно. Вместе с индексацией оценки растет и величина земельного налога с земель населения, передаваемых в аренду.

К чему привело механическое умножение на индекс инфляции?

За период с 1996-го по 2014 г. кумулятивное значение коэффициента индексации оценки (которая проводилась 11 раз), рассчитанного по индексам инфляции, составил 3,997.

С 1 января 2012-го КМУ увеличил денежную оценку пахотных земель еще в 1,756 раза в связи с ростом цен на зерно.

По состоянию на 1.01.2015 г. уровень нормативной денежной оценки пахотных земель в стране был увеличен до 702%, а других земель, в частности и несельскохозяйственного назначения, — до 400%.

За 2015 г. индекс потребительских цен на товары и услуги (индекс инфляции) составил 143,3%.

Следовательно, согласно статье 289 Налогового кодекса Украины в редакции от 1 января 2016 г. денежную оценку придется увеличить еще более чем в 1,433 раза.

Средняя оценка гектара пахотных земель составит 36,9 тыс. грн. против 25,7 тыс. в прошлом году. За год гектар подорожал на 11,2 тыс. грн!

При таком уровне денежной оценки земель арендная плата с 1 января 2016-го в среднем за гектар пашни составит (при размере ставки 5% от оценки) 1845 грн., или треть стоимости урожая.

При получении права аренды на земельных торгах, когда арендная ставка может быть 12 и более процентов величины оценки земли, размер арендной платы достигнет астрономического размера — 24 ц/га зерновых.

Одновременно с индексацией оценки земель с 1.01.2015 г. были увеличены максимальные ставки земельного налога для пахотных земель, сенокосов и пастбищ с 0,1 до 1%, или в 10 раз, многолетних насаждений — с 0,03 до 1%, или в 33 раза, земель жилой и общественной застройки населенных пунктов — с 1 до 3%, то есть втрое.



Это означает, что выросла плата за аренду земли, занятой жилищным фондом, автостоянками, транспортными средствами, индивидуальными гаражами и гаражными кооперативами, садоводческими обществами.

Пенсионеры освобождаются от платы земельного налога. Если же не достиг этого порога, то за 5,5 га пахотных земель должен выложить в среднем 2030 грн. Относительно приусадебного участка, то он относится к категории земель жилой и общественной застройки, поскольку на ней есть дом, хлев, и ценится дороже. За 25 соток — еще 107 грн. В целом — 2137 грн. Тогда как в 2014 г. он уплатил земельный налог на сумму 125 грн.

1% от стоимости гектара пахотной земли в прошлом году - 257 грн, а в этом - 369.

После принятия Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" от 24 декабря 2015 г. возникла правовая коллизия.

Изменение в подраздел 6 раздела ХХ «Налогового кодекса» не воспроизведено собственно в тексте этого кодекса в редакции от 1.01.2016 г. Согласно ему предполагается применить индекс потребительских цен за 2015 г. со значением 120% для индексации оценки сельскохозяйственных угодий (пункт 6 подраздела 6). Однако для плательщиков единого налога четвертой группы (сельхозпроизводителей) на 2016 г. индексацию оценки оставили на уровне по состоянию на 1.01.2015 г. для сельскохозяйственных угодий и земель водного фонда. То есть оценка не увеличивается (пункт 5 подраздела 8). Таким образом, первая норма противоречит второй.

Сейчас депутаты активизировались, чтобы отменить немотивированную индексацию земель, регистрируют соответствующие законопроекты.

К материалам статьи добавим информацию от ГФС Украины.

Державною фіскальною службою України у зв’язку із прийняттям Закону України від 24 грудня 2015 року № 909-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо забезпечення збалансованості бюджетних надходжень у 2016 році» повідомлено про внесені зміни, зокрема, в частині плати за землю листом від 19.01.2016 № 1656/7/99-99-17-04-02-17 «Про зміни до Податкового кодексу України та індексацію нормативної грошової оцінки земель» (далі – лист).
Так, відповідно до пункту 274.1 статті 274 Податкового кодексу України (далі - Кодекс) ставка податку за земельні ділянки, нормативну грошову оцінку яких проведено, встановлюється у розмірі не більше 3% від їх нормативної грошової оцінки, а для сільськогосподарських угідь та земель загального користування – не більше 1% від їх нормативної грошової оцінки.
Рішення про встановлення місцевих податків та зборів офіційно оприлюднюється відповідним органом місцевого самоврядування до 15 липня року, що передує бюджетному періоду, в якому планується застосовування встановлюваних місцевих податків та зборів або змін (плановий період). В іншому разі норми відповідних рішень застосовуються не раніше початку бюджетного періоду, що настає за плановим періодом. У разі якщо міська рада не прийняла рішення про встановлення відповідних місцевих податків і зборів такі податки до прийняття рішення справляються виходячи з норм ПК із застосуванням їх мінімальних ставок, а плата за землю справляється із застосуванням ставок, які діяли до 31 грудня року, що передує бюджетному періоду, в якому планується застосування плати за землю.
Зокрема, у листі роз’яснено, що значення коефіцієнта індексації нормативної грошової оцінки сільськогосподарських угідь (ріллі, багаторічних насаджень, сіножатей, пасовищ та перелогів) за 2015 рік становить 1,2, а для земель населених пунктів та інших земель несільськогосподарського призначення становить 1,433.
Щодо справляння орендної плати за земельні ділянки, то згідно з пунктом 288.1 статті 288 Кодексу підставою для нарахування орендної плати за земельну ділянку є договір оренди такої земельної ділянки. Також нагадано, що відповідно до пункту 288.5 статті 288 Кодексу розмір орендної плати встановлюється у договорі оренди, але річна сума платежу:
''288.5.1. не може бути меншою 3 відсотків нормативної грошової оцінки;
288.5.2. не може перевищувати 12 відсотків нормативної грошової оцінки;
288.5.3. може перевищувати граничний розмір орендної плати, встановлений у підпункті 288.5.2, у разі визначення орендаря на конкурентних засадах ''.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |