.
С какой целью в Николаев доставили БТР, возвращенные Ираком.

С какой целью в Николаев доставили БТР, возвращенные Ираком.

mlp / 03.01.2014

Как сообщил BSNews, сухогруз SE PACIFICA с забракованными Ираком украинскими БТР-4 прибыл в порт Октябрьск. Хотя планировался заход в Одессу.

Напомним, что 42 БТР различной модификации прибыли в Одесский порт 2 марта 2013 года. БТР-4 в разных модификациях производит Харьковский завод им. Малышева. В частности санитарно-эвакуационные машины БСЭМ-4К, разведывательные машины БРМ-4К, командирская машина БТР-4К.

Как сообщалось ранее, в 2009 году дочернее предприятие госкомпании «Укрспецэкспорт» - госпредприятие «Специализированная внешнеторговая фирма «Прогресс» заключила контракт с Ираком на сумму более $550 млн.
Контракт предусматривал поставку в течение 3-3,5 лет более 400 единиц бронетехники, в частности БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». А также 6 легких транспортных самолетов Ан-32 и проведение услуг по ремонту авиационной техники.

В 2011 -2012 г.г. Ирак получил 88 бронетранспортеров. Последнюю партию из 42 машин весной 2013 года доставил в порт Умм-Каср сухогруз SE PACIFICA. Принимающая сторона обнаружила трещины в корпусе БТР (дефекты были выявлены еще на машинах второй партии, поставленных в октябре 2012 года) и наотрез отказалась выгружать БТР на берег. Судну пришлось стать на якорь посреди Персидского залива.
В августе 2013 года SE PACIFICA ушел в Индию - на борту, кроме БТР, был груз металла для этой страны. Там теплоход арестовали - индийцы потребовали выплаты неустойки за трехмесячное опоздание. В Персидский залив судно вернулось в конце сентября.

Тогда СМИ сообщили, что Ирак аннулировал контракт с Украиной.
Комментариев по «бракованным» БТР не представили ни «Укроборонпром», ни «Укрспецэкспорт».

По информации еженедельника «ВПК», в сентябре на выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле делегация Минобороны Ирака интересовалась бронетранспортерами БТР-82, а так же возможными вариантами модернизации уже имеющегося парка советских БТР и БМП, поставленных в 1980-х годах. Одной из причин интереса к российским БТР назвали проблемы с закупленными ранее украинскими БТР-4. Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка 100 машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет.

В октябре прошлого года «Комментарии» сообщали, что партия украинских БТР была принята иракской стороной еще в феврале 2013 года после проведения полной проверки машин заказчиком и подписания всех соответствующих актов приема.
«Испытания прошли успешно. Никаких серьезных проблем не выявлено. Мы довольны процессом сотрудничества с украинской стороной. В Ираке эксплуатируют ранее переданные БТР-4 украинского производства в тяжелейших полевых условиях. Это новая, продвинутая машина для иракской армии», – передали в «Укрспецэкспорт» оценки официального представителя иракской делегации, озвученные по итогам подписания акта.
После этого БТР были перевезены в порт, подготовлены к перевозке, оформлены таможней и загружены на судно.

Ввиду того, что объективных причин для отказа Ирака принимать партию украинских бронетранспортеров, не было, это может быть связано с коррупционным интересом иракских чиновников, в котором может быть и российский след. «Не случайно российские СМИ со ссылкой на информированные источники успели похвастаться тем, что иракская делегация прибыла в Нижний Тагил и ведет переговоры о закупке БТР-82А. Однако, похоже, желаемое выдали за действительное - ни иракцев, ни переговоров в Тагиле не было», - говорится в статье «Комментариев».

Для российских БТР-ов не нашлись зарубежные покупатели. А для украинского БТР-4 первоначально все складывалось удачнее. Такое мнение высказано в статье «Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков» размещенной на mlitaryrussia.ru

По одной из версий, ситуация со срывом иракского контракта на поставку военной техники стала причиной увольнения в июле 2013 года гендиректора «Укрспецэкспорта» Д. Перегудова, которого считали человеком экс-министра обороны Д. Саламатина, бывшего гражданина России. Есть мнение, что срыв иракского контракта выгоден российскому ВПК и может стать одним из крупнейших поражений украинской оборонки.

Если действительно имеется дефект у БТР-ов, то в Николаеве могли бы их устранить на бронетанковом заводе или заводе им. 61 коммунара. В крайнем случае, машины поставят на хранение до лучших времен.
За транспортировку обратно и все перепетии судна придется заплатить сингапурским судовладельцам. Так хоть на транспортировке от Одессы до Харькова можно сэкономить.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |