.
В Николаеве продолжается обсуждение проекта Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине.

В Николаеве продолжается обсуждение проекта Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине.

mlp / 27.08.2013

За 5 месяцев в трудовых коллективах города прошло 78 мероприятий, в ходе которых обсудили проект Концепции, сообщают на сате Николаевского горсовета.

Необходимость реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти вызвана рядом причин.

Существующая в Украине система местного самоуправления сегодня не соответствует ожиданиям и потребностям общества. Функционирование местного самоуправления в большинстве территориальных общин не обеспечивает создания и поддержания благоприятной жизненной среды, необходимой для всестороннего развития человека, его самореализации, защиты его прав, предоставления жителям территориальных громад качественных и доступных публичных услуг на основе устойчивого развития дееспособной общины.

Фактически, закрепленное в Конституции Украины право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины в большинстве территориальных общин осталось не реализованным.

Из-за большой раздробленности территориальных общин, отсутствия собственных возможностей развития, старения населения, значительного оттока экономически активной его части в большие города или за пределы Украины улучшить качество предоставления членам территориальных общин, в первую очередь сельских и поселковых, гарантированных государством качественных социальных и административных услуг, ответственность за которые несут органы местного самоуправления, на нынешней территориальной и законодательной основе нет возможности.

При уменьшении численности сельского населения с 1991 года по сей день на 2,5 млн. человек и сокращении сельских населенных пунктов на 348 единиц увеличилось количество сельских советов на 1067 единиц. С 12000 существующих территориальных общин более половины - с численностью жителей менее 3 тыс. человек. Из них 4809 территориальных общин имеют менее одной тысячи жителей. 1129 территориальных общин - с численностью жителей менее 500 человек. В большинстве из них не создано исполнительных органов местных советов, как это предусмотрено действующим законодательством. В таких территориальных общины нет бюджетных учреждений, коммунальных предприятий и т.п. Местный совет такой территориальной общины фактически не может реализовывать предоставленных ему законом полномочий.

Дотационность 5419 местных бюджетов составляет более 70%, 483 территориальные общины на 90% содержатся за счет средств государственного бюджета.

Необходимость постоянной финансовой поддержки малочисленных территориальных общин с использованием системы дотаций выравнивания, которая реализуется через районные бюджеты, сдерживает развитие малых городов и крупных поселков - потенциальных точек роста.

Объективные процессы развития Украины будут определять дальнейшее ускорение темпов урбанизации, вызовет рост численности городского населения, расширение границ городов, затруднят решение проблем обеспечения жителей соответствующей инфраструктурой, социальными услугами.

Все это требует, с одной стороны, расширения полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления городов, с другой - внедрение эффективных механизмов контроля за экономным и эффективным использованием местных ресурсов членами их территориальных общин.

Существенного совершенствования требует и система территориальной организации власти, реформирование которой должно быть направлено на повышение эффективности управления общественным развитием в пространственном измерении.

По содержанию Конституции Украины система территориальных общин и образуемых ими органов местного самоуправления неразрывно связана с системой соответствующих административно-территориальных единиц, является пространственной основой для организации и деятельности не только органов местного самоуправления, но и местных органов государственной власти.

Законодательная неопределенность территориальной основы местного самоуправления, диспропорции системы административно-территориального устройства (разрывность целостной территории административно-территориальной единицы, пребывания территориальных общин сел, поселков, городов в составе других территориальных общин и на территориях других административно-территориальных единиц, пребывание отдельных районов в юрисдикции городов ) приводят к компетенционным спорам между органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Существующая система территориальной организации власти слишком громоздкая, требует значительных средств для своего содержания, чрезмерно централизованная, предполагает дублирование функций, присущих органам местного самоуправления. Она не адаптирована к современным методам предоставления административных услуг, в том числе информационно-коммуникационных технологий.

Реформу предлагается провести в два этапа: первый, подготовительный, который будет длиться с 2013 г. по 2015 г., второй, основной, рассчитанный на 2015-2020 годы.

Все внесенные предложения, поступившие в ходе обсуждения Концепции, будут детально рассмотрены членами рабочей группы. Напомним, рабочая группа создана распоряжением городского головы. Ее возглавил секретарь городского совета Владимир Коренюгин, в нее также вошли заместители мэра, руководители районных администраций Николаева, структурных подразделений горсовета, депутаты городского совета, общественники. После этого будут подготовлены доработанные и обобщенные предложения.

| | | | - | | | | | |