.
Парадоксы украинских АЗС.

Парадоксы украинских АЗС.

mlp / 20.06.2013

Эксперты: Увеличение контроля качества импортированного бензина может привести к его дефициту, но не повлияет на качество.

В июне премьер-министр Украины Николай Азаров поручил Министерству доходов и сборов обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов и, непосредственно, бензина. В свою очередь, министерство заявило о готовности к такому контролю. «У нас девять собственных лабораторий где мы будем проводить исследования и проверять соответствие импортированного бензина заявленным кодам в декларации. В то же время наше министерство не будет проверять качество продукта непосредственно на заправках. Это работа Госпотребинспекции», — отметил директор департамента таможенных дел Миндоходов Александр Дороховский.

В свою очередь эксперты утверждают, что усиление контроля на границе может привести к задержкам поставок. «Это приведет к дефициту бензина на рынке. И тут уже вопрос его качества точно отойдет на второй план. Главной задачей у водителей будет достать необходимое топливо», — подчеркнул президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины». Кроме того, на руку дефициту сыграет и сам летний сезон, когда потребность в топливе увеличивается — люди едут в отпуск, в активной фазе также полевой сезон обработки и сбора урожая.

Но, казалось бы, зачем Украине переживать из-за импорта готового продукта, если в стране номинально существуют восемь нефтеперерабатывающих заводов, которые в пик своей работы в начале 1990-х все вместе производили 59 миллионов тонн бензина. В то же время в этом году потребность Украины в бензине составляет всего около 10,2 тонн. Зачем же в такой ситуации импорт, заполняющий свыше 70% рынка...

Президент украинского аналитического центра Александр Охрименко утверждает, что для российского, а тем более белорусского бизнеса более выгодно ввозить в Украину уже готовый бензин, чем как раньше гнать нефть для переработки на украинских НПЗ.

По словам независимого эксперта по энергетическим вопросам Валентин Землянского, на сегодняшний день в Украине фактически работает только Кременчуцкий НПЗ, обеспечивающий интересы группы «Приват», которая его контролирует. В частности, завод в основном производит авиационное топливо для украинского рынка. «Кроме того, все украинские заводы уже морально устарели. Глубина переработки нефтепродуктов на украинских заводах составляет около 60%, в то время как в той же Беларуси эта цифра достигает 85%. Естественно, что у них и рентабельность выше», — подчеркнул эксперт и отметил, что для модернизации украинских заводов нужно от трех до семи лет.

Ему вторит и Косянчук, утверждая, что импорт растет, потому, что нет собственного производства, которое ранее приостановили сами же импортеры, являющиеся собственниками украинских заводов. «Физические лица купили заводы по цене металлолома. И для того чтобы сейчас достичь современного качества вырабатываемого продукта, нужно модернизировать производство и вложить деньги. А это не даже не десятки, а сотни миллионов долларов. Им намного легче продлить устаревшие стандарты используемого в стране бензина», — отметил Косянчук. По его словам, не смотря на то, что в Европе уже вовсю используют стандарт Евро-5, в Украине в 2007 году был принят стандарт Евро-4. «Но его пока практически не используют. В Украине все еще действуют нормы прошлого тысячелетия на стандарт Евро-3, — подчеркнул эксперт, — Поэтому импортерам выгодно завозить более качественный бензин и тут его «бодяжить» (разбавлять, или смешивать с добавками. — Авт.), тем самым, снижая его качество».

Это подтверждает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. «По моим подсчетам, из всего завозимого в Украину бензина менее 0,55% приходится на бензин класса Евро-3 и ниже», — отметил эксперт (см. график).

Чтобы выйти из такой ситуации и обеспечить украинского потребителя востребованным качественным бензином, по мнению экспертов, нужно ужесточить правила проверки бензина непосредственно на самих АЗС. «Сегодня контролирующие органы должны известить заправку о неожиданной проверке за 10 дней. Естественно, что за это время там успеют подготовить для проверяющих органов качественный продукт. Но если даже во время проверки найдут некачественный бензин, то по нынешним законам выпишут штраф, который может только насмешить собственников АЗС. Поэтому нужно таких несознательных продавцов сажать в тюрьму и конфисковать станции, на которых были выявлены нарушения, и тогда не придется думать о том, как проконтролировать 7 тысяч АЗС в Украине», — подчеркнул Косянчук.

По словам Землянского, для контроля бензина на каждой заправке нужно дополнительно найти порядка 100—120 миллионов гривен. «Если такие деньги найдут, то они будут включены в акциз на бензин, а это значит, что он снова может подорожать», — пояснил эксперт.

В свою очередь, Охрименко утверждает, что к этому вопросу нужно подходить комплексно — одних только проверок и уголовных дел недостаточно. «Будут импортные квоты или госпошлины на импорт бензина и ДТ, тогда можно будет подумать об украинских НПЗ, а пока — все по старому. Бензин сюда, а выручка туда», — добавил эксперт.

Источник: День.

| | | | - | | | | | |