.
Украинские «умные».

Украинские «умные».

mlp / 21.04.2013

Зачем автобусам и трамваям штрихкод? Какие «зеленые волны» создают светофоры? И как эволюционировал общественный транспорт?

Украина не стоит в стороне от модных тенденций, но пока не может пощеголять тем, что является законодательницей моды на «умные» города.
«День» изучал ситуацию с «умными» городами в Украине по четырем факторам: транспорт, экология, ресурсопотребление и инфраструктура. Мы расскажем о новейших технологиях в сфере энергосбережения, очистки воды и воздуха, строительства помещений, общественного транспорта, утилизации отходов, безопасности, а также здравоохранения на примере лучших реализованных проектов, реализованных в наших городах.

Об «умном» общественном транспорте в Украине известно давно. Доказательством этому являются странные решетки на крышах стареньких трамваев Львова и троллейбусов Сум и Черкасс. Специальные идентификаторы-штрих-коды устанавливали в 1980-х годах. Каждая такая решетка отличалась от другой, потому камеры-сканеры, установленные по городу могли считывать информацию о проезжающем трамвае или троллейбусе, определяющих их пребывание в определенном месте в определенное время. Эти данные передавались на центральный пульт городского управления транспорта и помогали контролировать выполнение графика. Но из-за несовершенства советской техники (большой брак) эта система в названных городах, или вовсе не была запущена, или проработала довольно короткий срок.

АВТОБУС СО ШТРИХКОДОМ

В 2008 году почти весь общественный коммунальный транспорт Киева был оснащен GPS-системами (система спутникового определения места расположения). Это позволило столичной власти контролировать график передвижения транспорта по городу, а также оперативнее реагировать на форс-мажорные ситуации.
За несколько лет на некоторых конечных остановках города установили электронные табло, на которых показывался номер маршрута автобуса или троллейбуса и время прибытия двух ближайших машин по каждому из них. Но на данный момент больше чем половина табло неисправна. На большее киевской власти не хватило.
В то же время, есть в Украине города, где в транспортной сфере уже — 21-й век. На компьютере, смартфоне, планшете вы спокойно можете узнать, где в данный момент находятся автобусы Луцка, троллейбусы Симферополя и маршрутки Днепропетровска. Причем, на перспективу заложены позиции для других видов транспорта, а также для других городов (Винница, Киев, Харьков и Одесса). А вот в Киеве, как пообещал «Дню» заместитель генерального директора «Киевпасстранса» Сергей Литвинов, такая услуга заработает уже к 1 июля текущего года. «Ведутся соответствующие работы с целью предоставления указанной услуги уже в первом полугодии 2013 года», — прокомментировал он.

ЗАТОРЫ — ОН-ЛАЙН

Несколько лет назад две крупные интернет-компании Яндекс и Google на базе своих онлайн-карт выпустили сервисы с определением заторов. Причем Яндекс полностью мониторит не только Киев и околицы, но и девять крупных украинских городов, а также частично основные дороги других населенных пунктов и главные магистрали страны. Карты обоих сервисов можно привязать к GPS-навигатору в телефоне. Таким образом водитель автомобиля сможет получить возможность просчета необходимого маршрута с учетом заторов. Для некоторых городов эти сайты могут подсказать пассажиру, каким общественным транспортом нужно воспользоваться, чтобы добраться до запланированного места. Кроме того, осенью прошлого года в центре Киева, около перекрестков основных дорог, были установлены большие светодиодные экраны, демонстрирующие ситуацию с заторами на ближайших улицах. Таким образом столичные водители получили возможность понимать, что происходит вокруг них и корректировать свой маршрут, согласно дорожной ситуации.
Впрочем, в мире технологии пошли еще дальше. Так, например, в 182-тысячном испанском городе Сантадер открытая городская электронная система показывает количество парковочных мест, включая места для инвалидов, наличие грузового транспорта на дорогах, определяет среднюю интенсивность движения транспорта, контролирует автобусные остановки и стоянки такси (в том числе с количеством людей на остановке или в автобусе), а также мониторит передвижение общественных велосипедов.
В Украине же такому широкому распространению технологий может помешать достаточно жесткий Закон о защите персональных данных, принятый в 2010 году.

УМНЫЙ СВЕТОФОР

Только с помощью мониторинга избежать осложнений на дорогах невозможно. Поэтому несколько лет назад в Киеве начали внедрять автоматизированную систему управления автомобильным движением. Это установка, которая из диспетчерского пункта автоматически наблюдает за загрузкой дорог и самостоятельно переключает светофоры, чтобы облегчить дорожное движение. Столица пока «привыкает» к этой технологии только на центральных улицах. Какую эффективность продемонстрировала программа стоимостью в более чем 100 миллионов гривен, в киевском муниципалитете пока держат в секрете.
Между тем во Львове подобную систему, которую начали устанавливать осенью 2012 года, встретили в штыки. В городе Льва на 13 перекрестках установили «умные» светофоры, которые должны анализировать ситуацию на дороге и включать определенный свет, чтобы избегать заторов и создавать «Зеленые волны» движения. Но на практике с этим возникли проблемы. «В районе улиц Коновальца, Мельника, Чупринки никогда не было заторов. А благодаря «умным» светофорам здесь появились «пробки» и транспортным средствам проехать невозможно», — жаловался начальник городской ГАИ Богдан Мицак. Он заметил, что решение проблем с заторами следовало начинать с обустройства стоянок для автомобилей, которые до сих пор паркуют на обочинах, уменьшая таким образом ширину проезжих частей.

По материалам «День».

| | | | - | | | | | |